16 марта и в последующие дни президент Азербайджана в очередной раз выступил с угрозами в адрес армянской стороны, подтвердил требование азербайджанской стороны касательно «мирного договора» и предупредил, что Армения будет нести ответственность, если «Зангезурский коридор» не будет открыт. «Аравот» на эту тему взяла интервью у специалиста по Азербайджану Гарника Давтяна.
— Господин Давтян, на Ваш взгляд, какая последовательность действий привела к тому, что Ильхам Алиев сегодня ставит условие, что он подпишет «мирный договор» с Арменией в случае признания Карабаха частью Азербайджана?
— Необходимо выделить несколько наблюдений за период 2018-2020 гг, прежде чем комментировать это заявление. В 2018-2020 годах было сделано все, чтобы Арцах утратил свою субъектность, а возможные минимальные и позитивные условия, достигнутые на предыдущих переговорах, которые уже были зафиксированы, относительно независимости Арцаха и права Арцаха на самоопределение, были сравнены с землей. Никол Пашинян сначала заявил, что «Арцах — это Армения и все», потом заявил, что не является избранным народом Арцаха премьер-министром. Помимо этого он говорил о начале переговоров «с собственной — нулевой точки», все это доказывает, что неармянское правительство Армении во главе с Пашиняном сделало все возможное для отмены ранее достигнутых на переговорах положений. По сути, слова Никола Пашиняна о намерении начать с «нулевой точки» привели к войне, потере субъектности Арцаха, территориальным потерям, точнее, оккупации. До выборов 2021 года Никол Пашинян заявлял, что они будут бороться за деоккупацию Гадрута и Шуши, право Арцаха на самоопределение и будут поддерживать волю народа Арцаха определять свое будущее. То есть, на уровне заявлений он выступал с проармянской позиции. Однако после 2021 года уже «третий» Никол Пашинян сначала отрекся от Арцаха, назвав многие территории неармянскими, своими заявлениями, сделанными в Национальном собрании и на заседаниях правительства, которые поддержали некоторые депутаты от ГД, заявив, что «у нас есть земли, которые нужно отдать Азербайджану». Это дало Азербайджану минимальную легитимность в будущем (уже сейчас) говорить о том, что Армения должна принять его условия. С точки зрения Азербайджана армяне Арцаха являются меньшинством, и оно, а не Армения, должно устанавливать контакт с ним. По сути, Никол Пашинян солгал гражданам, проголосовавшим за него на выборах 2021 года, а потом и всем нам. В итоге мы имеем то, что имеем, и Ильхам Алиев указывает международному сообщесту не только на заявления и действия Никола Пашиняна, но и его соратников, и все это дает Азербайджану основания говорить, что Армения приняла Арцах в составе Азербайджана, и Арцах должен подчиняться внутреннему законодательству Азербайджана. Так международное сообщество воспринимает Азербайджан, потому что именно Армения отказалась от Арцаха и предоставила Баку возможность диктовать свои условия Арцаху. Следовательно, сегодня Арцах находится на грани деармянизации. Остальные утверждения являются желанием оправдать «третьего» Никола Пашиняна.
— Алиев также подчеркнул свои условия в том контексте, что они для того, чтобы Армения смогла мирно жить на территории в 29 тысяч квадратных километров.
Читайте также
— Это является констатацией военной агрессии, одним из эпизодов для начала войны. Делая акцент на 29 000 км², Алиев вторит «4-му» Николу Пашиняну, который заявил, что признает РА с территорией в 29 000 км². Тогда как, точное число — 29 743 км². Во-первых, я полагаю, что не называя полной цифры, Никол Пашинян преследует цель отдать Азербайджану так называемые «анклавы», армянские территории, которые были незаконно присоединены к Азербайджану. Во-вторых, предледует цель предоставить дорогу Азербайджану — через Сюник. В итоге получается это «круглое» число. Получается, что оккупация территорий РА в результате агрессии Азербайджана является прелюдией к войне. Кроме того, они стремятся лишить РА ее субъектности и роли в международных процессах.
— Когда оппоненты власти констатируют, что последняя отказалась от права Арцаха на самоопределение, Пашинян и его соратники заявляют, что они выступают за видимый международный механизм, при котором Баку и Степанакерт смогут вести диалог о «правах и безопасности» армян Нагорного Карабаха. В Вашем понимании, о каком механизме идет речь, какой можно сделать вывод?
— Во-первых, позиция Армении становится основанием для подходов международного сообщества. Позиция канцлера Германии, например, четко подчеркнула важность права на самоопределение. Это доказывает содержание переговорного пакета до 2018 года, который был направлен на обеспечение права на самоопределение арцахских армян. Однако после 2021 года «3-й» Никол Пашинян отложил это в сторону и заговорил не о праве на самоопределение, а о «правах армян», проживающих в Арцахе, представляя арцахских армян как меньшинство. Естественно, международное сообщество к этому прислушалось. Поэтому они не будут защищать интересы арцахских армян, если мы сами этого не сделаем. О безопасности: на мой взгляд, обеспечение безопасности и прав арцахских армян в составе Азербайджана прямо сравнимо с деармянизацией и этническими чистками, убийствами, с уничтожением христианского историко-культурного наследия. Азербайджанские «книги по истории» доказывают, что они полностью сосредоточены на том, чтобы представить Арцах неармянским, поэтому они попытаются восстановить «историческую справедливость» — с собственной точки зрения.
Луиза СУКИАСЯН
Газета «Аравот»
25.03.2023