«На мой взгляд, есть тайные договоренности, возможно, и подписанные документы, о которых не знает не только общественность, но и политическая элита, и нам делают сюрпризы по разным поводам».
Собеседник «Аравот» член фракции АРФД в Национальном Собрании Арцаха, член бюро АРФД Давид Ишханян — о продвижении азербайджанцев на участке Тех-Корнидзор.
— Идет четвертый месяц блокады Арцаха, как обстоят дела в Арцахе, какие настроения?
— Постараюсь сравнить нынешние дни с первми днями блокады, и, по сути, особой разницы нет: дороги закрыты, в основном используются внутренние ресурсы, снабжение выполняется в очень ограниченных количествах, оно обеспечивается российскими миротворцами и Красным Крестом, движение людей также возможно в случаях, связанных со здоровьем и при крайней необходимости. Есть одно отличие. В первые дни блокады государственные деятели, политические круги, народ Арцаха считали, что через несколько дней блокаду снимут, и мы будем иметь такую же непрерывную связь с Республикой Армения, какая была раньше, потому что все это было гарантировано трехсторонней декларацией от 9 ноября 2020 года. К сожалению, сейчас мы наблюдаем обратную картину: мы видим, что одна из трех сторон, Азербайджан, делает все, чтобы дорога оставалась закрытой и чтобы реализовать свои политические цели, начиная с деармянизации Арцаха, называя народ Арцаха своими гражданами, и заканчивая стремлением установить азербайджанский блокпост в Лачинском коридоре. Другая сторона — власти Армении, не в состоянии обеспечить те требования, которые за ними закреплены, и в этом смысле, конечно, у нас есть свои ожидания в Арцахе, а также свое недовольство. И есть третья сторона — российская, которая также имеет свои обязанности и не в состоянии обеспечить бесперебойный выезд и въезд жителей Арцаха и связь с Арменией через коридор. Вся проблема в психологическом состоянии. Нынешнюю психологическую ситуацию в Арцахе нельзя сравнивать с первыми днями, с точки зрения настроя на борьбу, озабоченности по поводу того, когда можно будет положить всему этому конец.
Читайте также
— Настрой сейчас пессимистичный?
— Тем не менее, нельзя сказать, что настрой сейчас пессимистичный, но, в целом, имеется определенное психологическое состояние, в связи с которым следует сделать соответствующие выводы.
— Фактически, если попытаться более доступно описать ситуацию, то Армения не хочет выполнять свои обязательства, Россия не в состоянии, а Азербайджан на их фоне продвигает свои капризы: как два дня назад, когда они нарушили соглашение с миротворцами и запретили въезд в Арцах 27 жителям Арцаха, потребовав, чтобы они «приняли азербайджанское гражданство» для въезда в Арцах. Куда все это ведет?
— Тот инцидент был всего лишь небольшим эпизодом, и азербайджанская сторона еще раз показала, что не намерена отказываться от своей политики. Случившееся в полной мере показало, что азербайджанская сторона постоянно ужесточает свои подходы, изо дня в день проводит все более агрессивную политику, и если мы сравним динамику последних двух лет, то увидим, как Азербайджан ужесточает свои подходы. Что касается властей Армении и армянской стороны, то я не могу сказать, что армянская сторона не прилагала усилий. Например, в важнейших международных инстанциях, Совбезе ООН, Гаагском суде и т. д. Проделано определенная работа, но этого недостаточно. Мы видим, что проводимая властями РА политика непоследовательна, она не направлена полностью на обеспечение наших общих представлений и, к сожалению, мы также информированы об отношениях между властями Арцаха и властями РА, обсуждаемых вопросах, мы видим, что у властей РА нет очень глубоких подходов. Все это видно из заявлений премьер-министра РА, высказанных по-разным поводам, иногда во время дискуссий в парламенте, из поведения правящей политической силы и из представленных ими тезисов. Создается впечатление, что всю ответственность пытаются переложить на российскую сторону. Я не хочу оправдывать подходы российской стороны. Естественно, у российской стороны есть своя миссия, свои обязанности, но все это надо рассматривать с обеих сторон. Усилия РА должны быть глубже.
— Значит, мы идем по пути нагнетания отношений с Россией и ее вытеснения из региона?
— Мы видим, что не только в связи с арцахским вопросом, но и в целом в регионе Запад ведет четкую политику в сторону вытеснения российского элемента, а основные точки опоры — Армения и Республика Арцах. Турция и Азербайджан являются сторонниками политики, которую ведет Запад и прилагают большие усилия для вытеснения российской стороны. И в этом политическом процессе Арцах и народ Арцаха могут оказаться в довольно сложной ситуации,мы пожинаем горькие плоды всего этого. Мы уже получили несколько пощечин, можем получить еще одну, и первым «бенефициаром» этого процесса является Арцах и народ Арцаха.
— Какой будет следующая возможная пощечина, особенно если учесть еще и плотное кольцо вокруг Ирана? Возможны ли столкновения?
— Трудно предсказать, когда у тебя нет полной информации. Я не думаю, что информации из открытых источников достаточно, чтобы составить полную картину. Но очевидно одно: после 44-дневной карабахской войны 2020 года ирано-азербайджанские, ирано-израильские, ирано-турецкие отношения становятся все более напряженными и в различных эпизодах мы наблюдаем особенно импульсы Запада, активные антииранские шаги израильско-азербайджано-турецкого треугольника и тенденции вовлечения Ирана в конфликт.
Я далек от мысли, что Иран может начать операции, принимая во внимание тот факт, что иранская сторона на протяжении десятилетий ведет военные действия за пределами своей территории, обеспечивая безопасность своих границ за счет внешних факторов. В этом случае вероятность столкновений может быть только в том случае, если начнутся действия против Ирана. И в таком случае азербайджано-турецкие, израильские, военные и гражданские объекты, расположенные в районе Гадрута, в долине реки Аракс, в районе Джракана, в Ковсакане, являются площадкой для нападения на Иран. Иран громко заявляет об этом, а также обвиняет Азербайджан и Израиль. Другая основная часть – это Сюник и вопросы, связанные с Сюником. Официальные круги Ирана неоднократно заявляли, что это красная черта и ее главным следствием является открытие иранского консульства в Капане.
— В этом контексте, какую новую ситуацию создало наступление и позиционирование Азербайджана на Тех-Корнидзорском направлении и какая существует опасность?
— Совершенно очевидно, что между Арменией и Азербайджаном есть договоренности, которые по разным поводам всплывают на поверхность. На участке Тех-Корнидзор создалась новая ситуация в связи с эксплуатацией новой дороги и движением войск, а также, в результате отвода. Весь секрет кроется в высказанной самим премьер-министром РА точке зрения о том, что в этом районе будут дислоцированы пограничные войска. То есть, возникает вопрос: какова задача пограничных войск, которые будут там дислоцированы, уточнены ли границы и должны ли пограничные войска обеспечивать все остальное, есть ли определенные договоренности о ненападении, опираясь на которые премьер-министр Армении размещает непосредственно в этом районе пограничные войска и на чьей границе — Азербайджана или НКР? Хочу еще раз подчеркнуть, на мой взгляд, есть тайные договоренности, возможно, и подписанные документы, о которых не знает не только общественность, но и, наверное, политическая элита, и нам делают сюрпризы по разным поводам.
— Можете ли вы прогнозировать, какой будет ситуация в Арцахе и Армении в ближайший месяц?
— Ситуацию в Арцахе нельзя считать взрывоопасной, учитывая присутствие российских миротворческих сил и, думаю, азербайджанская сторона не сможет пойти на широкомасштабные операции, учитывая ряд других обстоятельств. Азербайджан, конечно, пытается представить, что не пойдет на такие шаги в отношении своих граждан, то есть граждан Арцаха, пытается на международных площадках в информационном поле показать свой псевдогуманизм, но с другой стороны, делает все для деармянизации Арцаха. Я не вижу большой вероятности для масштабных действий. Мы стали свидетелями локальных столкновений, различных инцидентов, таких какой случился 5 марта — убийство трех полицейских в результате диверсионной операции, травля наших граждан, занятых сельскохозяйственными работами, сосредоточение военных сил и боевой техники в различных районах, постоянно вращаются в небе Арцаха беспилотники и т.д., которые являются предупреждающими или угрожающими процессами. С другой стороны, события в регионе и в Армении очень непредсказуемы, особенно в контексте возможного открытия второго фронта на фоне российско-украинского конфликта. Мы увидели и почувствовали, как делается попытка обострить конфликт, превратив все это в региональную войну. Несколько раз избежав всего этого, мы все еще не застрахованы от возможных событий на участке Сюник-Иран-Азербайджан.
Беседовала Нелли ГРИГОРЯН
Газета «Аравот»
04.07.2023