Если члены ОДКБ не принимают, не признают территориальную целостность РА, то присутствие этой структуры на территории РА становится не только непонятным, но и бессмысленным.
Судя по заявлениям официального Еревана в последние недели, прорабатываются процессы относительно размещения наблюдательной миссии ОДКБ в Республике Армения, и эта тема активно обсуждается с властями Армении.
На прошлой неделе официальный представитель МИД России Мария Захарова на еженедельном брифинге заявила, что сроки возможного развертывания миссии ОДКБ в Армении зависят от Еревана. «Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил после переговоров со своим армянским коллегой Араратом Мирзояном, что российская сторона удовлетворена заинтересованностью Армении в принятии миротворцев ОДКБ. Этот шаг поможет стабилизировать ситуацию в регионе, Россия и другие союзники к нему готовы», — сказала Захарова.
Она также напомнила, что такие решения в ОДКБ согласовываются, принимаются и утверждаются на высшем уровне решением Совета коллективной безопасности. «Что касается сроков, то здесь, мне кажется, тоже все понятно, все зависит от армянских партнеров. Когда они будут готовы, мы сможем вернуться к предметной работе по закреплению конкретных вариантов миссии Организации по наблюдению. Так что мяч на стороне Еревана», — сказала Захарова.
Читайте также
Таким образом, Москва удовлетворена заинтересованностью Армении, более того, российская сторона даже намекает на сроки развертывания этой миссии.
А что сказал на эту тему министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян 20 марта на совместной пресс-конференции после последних переговоров с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым?
Журналист спросил Мирзояна, почему Ереван проигнорировал озабоченность Москвы касательно работы наблюдателей ЕС в приграничных районах Армении и в чем причина отказа разместить там миссию ОДКБ, Мирзоян ответил: «Что касается миссии наблюдателей ЕС, то мандат миссии очень четко определен, и информация о ней является общедоступной: это гражданская наблюдательная миссия. Миссия, повторяю, носит исключительно гражданский характер. Что касается вашего вопроса о миссии ОДКБ, то, возможно, вопрос или формулировка вопроса неверны, потому что Армения никогда не отказывалась от такой миссии. Более того, проект такого решения находится на столе, и работа над этим проектом продолжается. Напомню, что ключевым для нас здесь было то, что, по нашему впечатлению, ОДКБ косвенно, кажется, сама не признала четкую зону ответственности ОДКБ. С нашей точки зрения, это было несколько проблематично. Но повторяю, проект решения находится на столе, работа продолжается».
Вопрос размещения миссии ОДКБ был на днях затронут и председателем постоянной комиссии НС по внешним связям Саркисом Ханданяном, он заверил, что Армения никогда не отказывалась от размещения наблюдательной миссии ОДКБ в Армении. «Армения никогда не отказывалась от наблюдательной миссии ОДКБ, просто документ, на основании которого должна была быть такая миссия, все еще находится в процессе разработки. И для нас важно, чтобы были сделаны констатации, которые, как мы считаем, должны объективно отражать то, что на самом деле произошло против суверенной территории Республики Армения. Естественно, не приняв это заявление, не оценив ситуацию в деталях, будет сложно представить, какую работу и в каком районе должна выполнять эта миссия», — сказал Ханданян. Таким образом, Армения никогда не отказывалась от этой миссии, Армения хотела, чтобы проблема была четко зафиксирована, документ находится в процессе разработки. «И на том этапе, когда Армения увидит, что представлен такой проект, который удовлетворяет видение и пожелания официального Еревана, тогда можно будет говорить о развертывании миссии ОДКБ», — добавил он.
Официальный Ереван несколько раз публично выражал недовольство бездействием ОДКБ. Речь идет о том, что эта организация не выразила позицию в отношении действий государства-члена организации после вторжения азербайджанских подразделений на суверенную территорию Армении.
Как бы ни намекали из ОДКБ, что эта структура не может выражать позицию, потому что члены ОДКБ имеют также теплые отношения с Азербайджаном, выражение позиции не является задачей этой структуры, даже если они намекают, на то что армяно-азербайджанские границы четко не определены, поэтому данная структура не может сделать заявление, все равно, факт заключается в следующем: Армения членствует в структуре, остальные члены которой не имеют четкой позиции касательно о агрессии по отношению к другому члену, или имеют, но не могут ее выразить.
Очевидно, что Москва стремится любой ценой развернуть миссию ОДКБ, видимо, сильно опасаясь усиления позиций Запада в нашем регионе. Если нынешние власти Армении ведут активные переговоры с российской стороной о размещении миссии ОДКБ, то красной чертой здесь является признание и уважение территориальной целостности Республики Армения. Если члены ОДКБ не принимают, не признают территориальную целостность Республики Армения, то присутствие этой структуры на территории Республики Армения становится не только непонятным, но и бессмысленным. Официальный Ереван не должно интересовать, по каким причинам страны-члены не могут выразить свою позицию.
Кроме того, если развертывание миссии ОДКБ является первостепенной задачей для российской стороны, то что получит официальный Ереван, если даст согласие на это?
Судя по всему, Москва получила согласие Баку и Анкары на размещение миссии ОДКБ. В отличие от того, что факт развертывания миссии ЕС на территории Армении удостоился негативных оценок Баку и Анкары, такой же оценки относительно возможного развертывания миссии ОДКБ не поступало. Тогда как Москва и Баку, похоже, выступают против размещения миссии ЕС на территории Армении, и даже выдвигают обвинения в том, что ситуация в нашем регионе дестабилизировалась якобы «после размещения миссии ЕС». И вот уже в этом контексте российская сторона упоминает развертывание миссии ОДКБ как фактор стабилизации ситуации.
Тем не менее, на фоне переговоров с официальным Ереваном о размещении миссии ОДКБ, министр иностранных дел России Сергей Лавров на прошлой неделе отправился с рабочим визитом в Турцию. В повестку переговоров входили, среди прочего, вопрос урегулирования ситуации в Нагорном Карабахе, тема восстановления отношений между Арменией и Турцией, а также возможность повторной встречи в формате «3+3». «3+3» — новый формат регионального сотрудничества, инициированный Турцией и поддержанный Россией после 44-дневной войны. Он предполагает участие трех южнокавказских стран — Грузии, Армении и Азербайджана, а также трех держав региона — России, Турции и Ирана. в Москве 10 декабря 2021 года прошла первая встреча в формате «3+2». Грузия отказалась в ней участвовать, заявив, что не присоединяется к платформе из-за разногласий с Россией.
В повестке переговоров Лаврова-Чавушоглу также были вопросы энергетики, Украины, сделка зерна, диалога Анкара-Дамаск. Турецкая сторона также подтвердила обсуждение карабахского вопроса на встрече Чавушоглу и Лаврова. На состоявшейся 5 апреля в Брюсселе пресс-конференции Чавушоглу заявил, что на встрече с Лавровым будут обсуждаться турецко-российские торговые, энергетические и двусторонние отношения, а также конфликт в Сирии, российско-украинская война и «карабахский вопрос между Азербайджаном и Арменией».
Накануне визита Лаврова в Анкару в пресс-релизе МИД России вместе с рядом вопросов также упоминалось: «Планируется детально проработать вопросы углубления сотрудничества в Закавказье, включая восстановление отношений между Арменией и Турцией, разблокирование коммуникационного и транспортного сообщения, постконфликтное восстановление региона».
Продолжение в завтрашнем номере.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
11.04.2023