В пантеоне Ераблур 21 сентября 2022 год полиция применила несоразмерную силу в отношении родителей погибших солдат, и до сих пор ни один полицейский не был привлечен к ответственности. Следственный комитет РА в опубликованном разъяснении жалуется на то, что «органу предварительного следствия предъявляются необоснованные требования о принятии конкретных решений по делу». А во время последней 24-часовой акции протеста перед Следственным комитетом РА никто даже не счел нужным спуститься к родственниками погибших военнослужащих, поговорить с ними, поскольку, согласно сообщению СК, «во время последних встреч некоторые из присутствующих позволили себе эмоциональные высказывания, оскорбления в адрес представителей СК РА, фактически, нарушили нормальный ход встреч, из-за чего они не послужили своей цели».
В ходе программы «Арересум» газеты «Аравот» юрист правозащитной организации Хельсинкская ассоциация Ара Карагёзян расценил заявление Следственного комитета РА как «относящееся к жанру абсурда». «Имело место насилие в отношении матерей, и оно было подтверждено СМИ. Четко видны лица полицейских. И уже 8 месяцев постоянно приводят причины, что не могут установить личности полицейских. Но никаких проблем с их идентификацией вообще нет. Адвокат расценил случившееся как насилие и бесчеловечное обращение и заявил, что в течение 2 недель месяца этим лицам должны быть предъявлены обвинения, и дело должно быть направлено в суд. Однако они видят, что правоохранители просто не хотят этого делать.
Комментируя довод о том, что они «позволили себе эмоциональные высказывания», Ара Карагёзян сказал: «А почему потерпевшие не должны реагировать эмоционально, когда они подверглись такому насилию, а следственный орган, спустя более 8 месяцев никому не предъявил обвинений?»
Кстати, в то время еще кандидата в правозащитники Анаит Манасян журналисты спросили о насилии в отношении матерей в Ераблуре, но конкретной оценки она не дала, мотивируя это тем, что не знает реальных обстоятельств дела. Руководитель группы общественных наблюдателей, осуществляющих общественный контроль в пенитенциарных учреждениях и структурах министерства юстиции Армении, ответственная по связям с общественностью «Центра поддержки женщин» Заруи Ованнисян по этому поводу сказала: «Здесь вообще нет вопроса о незнании фактических обстоятельств. Здесь вопрос четкой позиции: ты правозащитник или нет. Кстати, как защитник прав женщин, я первая выступила с заявлением о недопустимости случившегося и оценила этот инцидент как насилие и зверство. И я полностью солидарна с родителями, которые потеряли своих детей, а теперь хотят справедливого следствия и до сих пор его не получают. Это просто неприемлемый подход к этим людям. Здесь уже можно понять отношение защитника прав человека к своей миссии».
Читайте также
В ходе передачи также был обсужден инцидент, имевший место в селе Малишка, когда Нарине Асатрян бросила зонт в направлении премьер-министра РА во время его визита в село, ей было выдвинуто обвинение во «вмешательстве в законную служебную или политическую деятельность должностного лица». «Я выступаю против любого насилия, любое насилие предосудительно», — сказал Ара Карагёзян и добавил: «На мой взгляд, в действиях этой женщины вообще нет ничего криминального». Я думаю, что ее адвокатом будет оспорен выбор меры пресечения». Адвокат также призвал обратить внимание на цель действий переселенной из Бердзора женщины, которая явно заключалась не в насилии, а в том, чтобы привлечь внимание, чтобы ее голос был услышан.
Согласившись с этим наблюдением, Заруи Ованнисян напомнила о случаях, когда государственные чиновники прибегали к насилию и оставались абсолютно безнаказанными. «Сколько случаев побоев, пощечин, насилия было в НС? В этой стране люди неравны? В отношении госчиновника было предпринято какое-то действие, которые не причинило ему физического вреда, ничего с ним не случилось. А тот, кто сделал это действие, действительно находится в эмоциональном состоянии: эта женщина потеряла родину, наконец потеряла смысл жизни… мы работаем с этими людьми каждый день и знаем их психическое и эмоциональное состояние».
Анна ИСРАЕЛЯН
Беседа полностью – в видео