«БЕЛЫЕ ЛЮДИ — РАСИСТЫ. ИСХОДИТЕ ИЗ ЭТОГО, ИНАЧЕ ВЫ ЗАРАНЕЕ ПРОИГРАЕТЕ», — такой пост написала активистка движения Black Lives Matter Диди Дельгадо в 2020 году. Вскоре администрация фейсбука удалила сообщение, определив его в категорию «хейтспич». С недавних пор фейсбук, твиттер, инстаграм и остальные соцсети модерируют уже стереотипы, политические высказывания и мнения пользователей. Хейтспич (hate speech) — это язык вражды, риторика ненависти. Это форма дискриминации и насилия, основанная на расовой, этнической, религиозной, половой или иной групповой принадлежности.
В Армении хейт-спич является серьезной проблемой, особенно в контексте политических дискуссий. Хотя в Армении есть законы, запрещающие хейт-спич, в том числе статьи о нарушении равенства прав и дискриминации в уголовном кодексе, однако на практике сила закона применяется редко. Борьба с хейт-спичем требует совместных усилий государственных институтов, гражданского общества и СМИ. Важно привлекать внимание к проблеме и пропагандировать терпимость и уважение к различиям между людьми. Оскорбления и риторика ненависти в политических дискуссиях в Армении могут проявляться в различных формах, в том числе — использовании нецензурной брани и оскорблений в адрес оппонентов, националистической риторике и расистских высказываниях, угрозах и прямых призывов к насилию и дискриминации.
Еще в 2020 году медиаэксперт и эксперт по информационной безопасности Самвел Мартиросян отметил отсутствие модерации или контроля армяноязычного контента на Facebook, а также перманентность внутриполитических процессов, которые уже два года держат страну в напряжении на уровне предвыборных периодов. Уровень риторики ненависти в стране перешел во внутреннее поле. Он объяснил, что, например, в 2016 году подобная риторика использовалась по отношению к Азербайджану в связи с военными действиями в Арцахе в апреле того года, но с учетом внутриполитических развитий в Армении все эти потоки сейчас направлены внутрь страны.
О том, что оскорбления и риторика ненависти достигли в Армении опасного уровня, говорили 2 омбудсмена страны, и Арман Татоян и Кристине Григорян. Например, Арман Татоян выразил обеспокоенность по поводу того, что оскорбления и хейтспич в социальных сетях достигли опасного уровня. В своем заявлении Татоян подчеркнул, что насилие, угрозы применения насилия и возможность применения насилия ставят под угрозу систему прав человека в стране, подрывая общественное единство. В Армении данная проблема остро стоит: в армянском инфополе много агрессии со стороны фейковых пользователей и фейковых групп. Здорового обсуждения любого вопроса практически нет. СМИ должны исключить комментарии, содержащие оскорбления и ненавистнические высказывания, но во многих случаях они этого не делают, что способствует росту такой атмосферы.
Читайте также
Проблема заключается в том, что до сих пор не существует ни качественной теории, объясняющей, что такое хейтспич, ни легитимных способов регулировать проявления языка ненависти в реальности. Борьба с языком ненависти в социальных сетях – сложная задача, но существует ряд действий, которые могут помочь снизить уровень хейтспича: разработка и применение правил поведения, модерация контента, использование алгоритмов машинного обучения, которое может помочь автоматически обнаруживать и удалять подобные высказывания в социальных сетях, поддержка жертв, через систему жалоб и группы поддержки.
Говоря о соцсетях, нужно отметить, что социальная сеть Facebook очень часто ведет политику двойных стандартов. Например, в связи с спецоперацией на Украине с 10 марта 2022 года компания Meta, управляющая соцсетями «Фейсбук» и «Инстаграм», временно и локально снимает ограничения в отношении языка ненависти в связи с войной между Россией и Украиной. В качестве примера высказывания, которое раньше было запрещено, а теперь разрешено, компания приводит фразу «смерть российским оккупантам».
С другой стороны написание имени национального героя Армении и Арцаха или же за размещение его фотографий в Facebook пользователей блокируют или лишают возможности использовать какие-либо инструменты. Это на самом деле абсурдно, ведь на протяжении нескольких лет в Армении новорожденным мальчикам чаще всего давали имя этого героя, а это значит, что пользователя могут заблокировать даже за упоминание в публикациях или комментариях в соцсети имени собственного ребенка. Как отмечает медиаэксперт Самвел Мартиросян, эта проблема пока не решена. Путь решения находится в дипломатической плоскости. Власти Армении должны посредством переговоров с Meta найти решение данной проблемы. Однако в течение нескольких лет прогресса в этом вопросе не наблюдается.
Люси Петросян
РАУ, факультет журналистики, 1-й курс, магистратура