На чем основан сегодняшний общественный строй в Армении?
Один из классиков социологии — Макс Вебер, был убежден, что легитимность того или иного общественного строя поддерживается внутренними, а не внешними факторами. То есть, недостаточно того, чтобы какой-либо император надел корону на голову какому-либо королю. Большинство подданных этого короля должны быть убеждены, что корона, так сказать, находится на своем месте. Так было, по крайней мере, в течение последних нескольких столетий. Легитимность общественного строя, согласно Веберу, может быть обеспечена тремя способами:
1/ чисто «аффективным» — эмоциональной преданностью,
2/ ценностно-рациональным, когда у людей есть непоколебимая уверенность в том, что данный общественный строй является наиболее эффективным,
Читайте также
3/ путем религиозной веры в то, что всеобщее благо и спасение обусловлены именно этим общественным строем.
Современный армянский общественный строй базируется на первом и третьем факторах. При этом, традиционная религия и Бог заменяются революцией и Пашиняном, то есть первая – это революция с ее догмами, согласно которым главная цель государства и общества – отвергнуть бывших, а вторая — предводитель, воплощающий эти «вечные истины».
Все остальное — подозрительность, периодические «разоблачения» «агентурных сетей», охота на ведьм и т.п., лишь производные. Причем, в случае с воюющими странами обычно такие настроения сеет противник, чтобы вызвать недоверие и подавленность в противоположном лагере. В Армении, однако, это делает власть, каждый день убеждая своих граждан в том, что они окружены шпионами, предателями и дезертирами: эти удары, к сожалению, также направлены против армии — института, который, при всех своих недостатках, за последние тридцать лет состоялся и является самым фундаментальным гарантом нашей безопасности.
Но все это, повторюсь, является следствием «религиозной веры», построенной на эмоциях, что, естественно, временно, но в данный момент никакого поворота в сторону рационального поля, никакого прорыва я не вижу. Вовсе не случайно то, что предводитель этой «революционной религии» отождествляет себя то с царем Давидом, то с Христом, т.е. с человеком, который страдает во имя всеобщего блага, и против которого злые силы плетут заговоры. Левон Зурабян в одном из своих последних интервью подробно проанализировал это психологическое отклонение.
Вместо политических расчетов — эмоции, мифы и мистика. Соответственно, следует предположить, что наиболее близкие к предводителю члены ГД считают себя апостолами. Эта заносчивость могла бы показаться смешной, если бы нашу судьбу не решали эти люди.
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
18.04.2023