«Пашинян пообещал, что признает целостность Азербайджана, и сказал это искренне. А заодно он поставил под сомнение наши 29,8 кв. км, умоляя и прося признать территориальную целостность Республики Армения», — так оценил выступление премьер-министра в Национальном Собрании 18 апреля вице-президент Союза армян России по делам Армении, Чрезвычайный и Полномочный посол Авет Адонц во время передачи «Арересум» газеты «Аравот».
Напомним, Никол Пашинян сказал следующее: «Мир возможен, если мы во всех наших международных отношениях не только сегодня, но и в будущем четко зафиксируем, что признаем Республику Армения на территории в 29 тысяч 800 квадратных километров, точнее, на территории Армянской ССР, в рамках которой мы обрели независимость в 1991 году, и у нас не только нет никаких территориальных претензий ни к какой другой стране, но и никогда не будет».
Другой гость программы, руководитель группы «Альтернативные проекты» Ваге Ованнисян, по этому поводу сказал, что первоисточником является ложная альтернатива премьер-министра: либо будет мир, и он подпишет соглашение, либо быть войне. «И я сожалею, что его легитимная, титульная оппозиция не в состоянии это сломать, потому что противоположность мира вовсе не означает война и вовсе не означает новые потери. В Армении нет сумасшедшего лидера или политической силы, которые придут к власти и скажут, что ведет страну к новой войне и потерям. Нет. Есть пашиняновская модель мира и есть другая модель, которую мы еще не сформулировали, потому что разговора на эту тему не было». И в частности, по его словам, эта модель заключается в том, чтобы идти на «переговоры с правильным содержанием» и пониманием, кто или что заставляет нас чувствовать себя более уверенно на переговорах.
Детально была обсуждена своеобразная интерпретация Пашиняном переговорного процесса и, в частности, Мадридских принципов, представленных в 2007 году. «Мадридские принципы сейчас стали такой же историей, как и Севрский договор. А в реальности турки уже находятся рядом с нашими домами»,- сказал Ваге Ованнисян. И, по словам Авета Адонца, причина цитирования мадридских принципов именно сейчас заключается в том, что мирная повестка Пашиняна терпит неудачу. «Чтобы хоть как-то оправдать эти неудачи, он снова возвращается в прошлое. По принципу «все познается в сравнении» — смотрите, раньше было плохо, поэтому сейчас хуже… Эта примитивная технология, конечно, имеет свою степень эффективности, но повторять это все время, неэффективно».
Читайте также
Никол Пашинян в своем выступлении сделал еще одно предложение — не забыв о нашей истории, предложив «изменить ракурс восприятия истории, социально-психологического восприятия». Самой сложной задачей Ваге Ованнисян считает угадывание мотивов премьер-министра. «Возможно, он осознает, что изменил историю нашего народа, отнял у народа его будущее, судьбу… С другой стороны, ему, возможно, действительно внушили, что он является мессией, меняет все — содержание истории…»
А может быть, намек касался армяно-турецких отношений, ведь в том же выступлении Пашинян заявил, что «десятки флагов Республики Армения, развевающиеся перед зданием МИД Турции во время визита министра иностранных дел Мирзояна в Анкару, не просто церемониальный атрибут, но удивительная констатация о том, что надежда может рождаться там, где царит отчаяние. Флаги Республики Армения и Турецкой Республики были подняты над нашими отношениями и руинами, принесенными катастрофическим землетрясением, и я надеюсь, что в ближайшем будущем армяно-турецкая граница действительно откроется, и будет создана основа для развития нормальных добрососедских отношений».
Авет Адонц предложил вспомнить, что скрывается за этими «поэтическими словами»: «Мы забываем, какое влияние и участие имела Турция во время 44-дневной войны — со всеми ее инструментами. Уже канун 24 апреля (передача записана накануне 24 апреля — ред.), а правительственная комиссия, ответственная за мероприятия этого дня, еще не сформирована. Обычно такая комиссия формировалась за 1-1,5 месяца. О чем это говорит… Делается попытка изменить историю и даже исказить объективную реальность».
Анна ИСРАЕЛЯН