Почему власть борется с ними?
24 июня 1945 года на Красной площади в Москве прошел военный парад. Кульминацией этого события стало следующее: советские солдаты бросали под стены мавзолея Ленина флаги побежденного и фактически несуществующего государства — Третьего рейха. А на трибуне мавзолея стоял, согласно советской мифологии, Сталин, добившийся победы. Флаги бросали к ногам «великого вождя».
В 1975 году, когда праздновалось 30-летие победы над фашизмом, в Дворце Съездов было театрализованное представление того же парада, и флаги снова бросали, на этот раз к ногам Брежнева, сидевшего в 1-ом ряду. Хотя глава СССР в то время не «дотягивал» до звания «великого вождя», но советская пропаганда прилагала огромные усилия, чтобы раздуть роль начальника политотдела 18-й армии в войне до космических масштабов.
Нам может все это не нравиться, может даже показаться забавным. Но в СССР существовала определенная система символов и ритуалов, которые составляли основу идеологии. То же самое можно сказать о любой развитой стране. Демократия здесь не при чем. В США, например, отношение к символам не менее «пафосное». Возьмем хотя бы похоронную церемонию солдата, погибшего на войне.
Так сказать, «мификация» общественной жизни неизбежна, но чрезвычайно важно, какие мифы, какие символы определяют эту жизнь. Борьба нынешней власти Армении против символов лишь на первый взгляд кажется проявлением какого-то безумия. Когда член ГД говорит, что армянской армии не существовало, он имеет в виду армию, которая освободила Арцах, и которая, худо-бедно, обеспечивала безопасность Армении и Арцаха до того, как они — члены ГД, пришли к власти. Когда гора Масис представляется как «виртуальная родина», а не как «настоящая родина», на первый взгляд это кажется логичным и реалистичным подходом. На самом же деле стрела направлена против национального символа, национального подъема 1960-х и 70-х годов, движения 88-х. Движения, породившего третью республику Армения.
Читайте также
Когда нападкам подвергается Армянская апостольская церковь, то делается попытка подменить настоящую религию «революционной религией» — вместе с ее лидером. Таким образом, традиционные ценности, которые исповедует церковь, уступают место революционным лозунгам. Такие попытки уже предпринимались в истории человечества, и, как известно, народы, бывшие «подопытным материалом», несколько лет шли за этими ложными символами. Затем отвергнутая традиционная религия восстановила свои позиции.
Если традиционные символы и мифы отвергаются, то что ставится на их место? По всей вероятности, рыночные отношения, демократия, либерализм, права человека, мир. Это, конечно, бесспорные ценности, но на них невозможно построить национальное государство и национальную армию. А в нашей ситуации они являются ключом к выживанию.
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
26.04.2023