Лишь через несколько дней после ультиматума и угроз министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу официальные лица Армении начали отвечать заявлениям из Анкары в связи с установлением памятника «Немесис» посвященного Рыцарям национального достоинства, посчитав вмешательство во внутренние дела Армении неприемлемым. До этого этим премьер-министр Никол Пашинян заявил, что «было принято неправильное решение, и осуществление этого решения также было неправильным».
Гость программы «Арересум» газеты «Аравот», писатель, публицист, переводчик Григор Джаникян, отвечая на замечание о том, что турецкая сторона обуславливает открытие авиамаршрута демонтажем памятника, сказал․ «Памятники Согомону Телеряну были и в Армении, и в Диаспоре. Памятник по случаю его смерти — это огромный монумент, который находится в США. До сих пор Турция не осмелилась как-то отреагировать. На мой взгляд, Турция сейчас эксплуатирует безвыходность армянских властей и пытается максимально доминировать».
Между тем есть факты, которыми армянская сторона могла бы воспользоваться: цитируем пост бывшего министра юстиции Геворга Даниеляна. «а) участники Немесис были не только не осуждены, но и оправданы, в том числе Согомон Телерян, б) все турецкие чиновники, погибшие, в том числе и Талеат, в 1919-21 гг. были приговорены турецким военным трибуналом к смертной казни по обвинению в организации и проведении массовых истреблений на национальной почве.
Другой гость программы — тюрколог, кандидат исторических наук Мелине Анумян по этому поводу сказала, что не стоило извиняться за этот шаг, отметив, что это на самом деле относится к нашей истории, и добавила к списку еще один аргумент․ «Это Турция продолжает прославлять геноцид в своей стране». Григор Джаникян продолжил, отметив, что для Талеата-паши был построен огромный мавзолей․ «Я не могу себе представить, чтобы в Германии поставили памятник, такой монумент Гитлеру».
Читайте также
Мы предложили Мелине Анумян ответить на вопрос, заданный Николом Пашиняном в парламенте по поводу памятника Немесис: «А если бы, например, в РА не было такого памятника, то что бы от этого пострадало, и что бы мы выиграли?» «Я скажу, что мы получаем с установлением этого памятника на данный момент, давайте подойдем к вопросу с противоположной стороны. Я также преподаю, и недавно я задала своим студентам вопрос о «Немесисе» и с сожалением должна сказать, что очень немногие из них знали об этой операции. То есть, во-первых, исчезнет неосведомленность, — ответила тюрколог, — во-вторых, уже 3 года как вы все знаете, в каком мы душевном состоянии. И для того, чтобы преодолеть это побежденное, очень тяжелое душевное состояние и напомнить, что после Геноцида тоже была месть, воздвижение этого памятника также очень важно в этом смысле».
«Я, как житель Армении, глубоко озабочена. Почему Турция должна вмешиваться в вопрос с памятником, установленным в ереванском парке, и почему мы должны не только, так сказать, переварить это, но и официально оправдываться? Я этого никак не понимаю и у меня нет этому объяснения», — сказал Григор Джаникян и добавил: «Этот памятник- попытка восстановить и укрепить наше национальное достоинство».
Оба гостя сочли реалистичным пессимистический прогноз о том, что, если так будет продолжаться, Турция может объявить, что мемориал Геноциду оскорбляет их историческую память и его следует демонтировать. «Чем больше мы уступаем, тем больше разыгрывается аппетит турок и они выдвигают новые требования», — сказала Мелине Анумян. «А Азербайджан становится все более голодным и хищными», — добавил Григор Джаникян.
Анна ИСРАЕЛЯН
Беседа полностью – в видео