Армения, в целом, движется в правильном или неправильном направлении? По мнению 52 процентов проживающих в Армении — в неправильном направлении, по мнению 26 процентов — в правильном направлении, 12 процентов опрошенных затруднились ответить. Эти данные были опубликованы по инициативе Международного республиканского института (IRI) по результатам опроса, проведенного в январе-марте 2023 года. Фактически, резко снизился процент тех, кто считает, что страна движется в правильном направлении: это очень низкий показатель и он никогда не был таким низким. Об этом в ходе программы «Арересум» газеты «Аравот» заявил политтехнолог, аналитик Виген Акопян. «Я хотел бы, чтобы было ясно, что считается правильным направлением, а что неправильным, какие компоненты это в себя включает. На мой взгляд, безопасность, социальные вопросы, справедливость и т. д.». По его словам, это «кухонная» — глухая жалоба, и сейчас Армения вступила в стадию стагнации. «Но это также показывает, что уже накопилась достаточно серьезная протестная энергия, возможно, и протестный электорат, который ждет своего лидера».
Невозможно привести некоторые результаты опроса, не сопоставив их с предвыборным лозунгом «Будущее есть» правящей партии «Гражданский договор». 18 процентов респондентов ответили, что есть «вера в то, что будущее обязательно будет лучше», в июле 2021 года, по данным опроса IRI, такой ответ дали 26 процентов, то есть число тех, кто верит в будущее, уменьшилось. 26 процентов сейчас лишь выражают надежду, что будущее будет немного лучше, 35% боятся будущего, 20% констатируют полную утрату веры в будущее.
Политолог Степан Даниелян, в частности, отметил. «Если бы мне задали такой вопрос, есть будущее или нет, будет ли в будущем лучше, чем сейчас, я бы сказал, что будущее есть и оно будет лучше. Потому что если говорить, что будущее будет плохим, значит, жить бессмысленно и что-либо делать бессмысленно. Но вопрос в другом: есть ли будущее под руководством этой власти? Есть ли будущее, если в стране не будет изменений?»
35 процентов опрошенных ответили, что есть «чувство неуверенности, беспокойства, страха за будущее», в июле 2021 года такой ответ дали 21 процент опрошенных, то есть количество тех, кто испытывает тревогу, также увеличилось. 20 процентов ответили, что налицо «полное разочарование, отсутствие веры в какое-либо улучшение», в 2021 году так думали 17 процентов опрошенных. Виген Акопян выразил удивление тем, что лишь 35 процентов не чувствуют себя в безопасности. «Я думаю, что давно пора не то чтобы не чувствовать себя в безопасности, но и бояться настоящего, а не будущего. То есть, тенденция роста этих негативных настроений пока идет довольно низкими темпами, потому что ситуация в Армении и тем более в Арцахе требует совсем иных темпов».
Читайте также
Более половины опрошенных заявили, что политика властей РА в отношении Нагорного Карабаха регрессирует. 93 процентов респондентов заявили, что для Армении политическую угрозу представляет Азербайджан, 89 процентов считают, что Турция, 24 процента — Россия. По мнению граждан, наибольшую экономическую угрозу представляет Турция, за ней следуют Азербайджан и Россия. Значит, согласно этому, политика власти, которая касается «мирного договора» и попытки улучшить отношения с Турцией, не отражает настроений общественности?» Степан Даниелян ответил на этот вопрос так: «Будет смешно, если они скажут, что в арцахском вопросе есть прогресс или шаг назад… Они разрушили все. Требуется очень высокий процент цинизма, чтобы назвать это шагом назад».
Степан Даниелян также выразил мнение, что большую часть населения в первую очередь интересуют социальные вопросы, а не Арцах и даже не Сюник. Тогда как, согласно опросу Международного республиканского института, 60 процентов населения Армении назвали проблемы национальной безопасности и границ в качестве первоочередных, это более чем в два раза превышает число тех, кто считает экономические проблемы первоочередными. В ответ на упоминание об этом г-н Даниелян сказал, что вопросы безопасности являются наиболее важными согласно и другим опросам. «Но в реальности, когда идут обсуждения в фокус-группах и так далее, большинство людей в первую очередь интересуют социальные вопросы. А самые большие эмоции вызывают социальные обсуждения — зарплата и т.д. Люди говорят: нам нечего есть, мы не можем прокормить семью, какой Карабах, какой Сюник?»
Анна ИСРАЕЛЯН
Беседа полностью — в видео