Министр иностранных дел Республики Арцах Сергей Газарян ответил на вопросы «Арцахпресс» относительно эффективности посреднической переговорной стратегии международных акторов, действий и обязательств международного сообщества в политическом урегулировании арцахской проблемы и через это сдерживание воинственных амбиций Азербайджана.
Представляем интервью ниже:
— Господин министр, на протяжении многих лет арцахским экспертным сообществом, а подчас и на определенном официальном уровне высказывалось мнение о том, что необходимо изменить методологию и философию переговорного процесса. Согласны ли Вы с тем, что в основе урегулирования должны быть не последствия конфликта и его военного развития, иными словами, вопрос территорий, а сама причина конфликта — статус Арцаха? На Ваш взгляд, насколько была верна и оправдана переговорная стратегия посредников?
— Статус Арцаха всегда был ключевым пунктом повестки армянских сторон в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта. С момента заключения в 1994г. перемирия между Арцахом, Арменией и Азербайджаном и на протяжении всего переговорного процесса власти Арцаха и Армении выступали за мирное и компромиссное урегулирование азербайджано-карабахского конфликта, в центре которого должно было быть определение окончательного статуса Арцаха. Между тем Азербайджан, прячась за переговорным процессом и затягивая время, открыто готовился к решению проблемы военным путём.
Читайте также
Заявления о том, что конфликт не имеет военного решения, которые посредники делали на протяжении многих лет, оказались неэффективны по той простой причине, что деструктивная позиция Азербайджана, регулярные нарушения режима прекращения огня и факты применения силы не удостоились должного осуждения и реакции стран-посредников. Между тем Азербайджан, как член международного сообщества и сторона переговоров, взял на себя четкое обязательство решать конфликт мирным путем.
Следовательно, нынешние утверждения Азербайджана о том, что азербайджано-карабахский конфликт решён, не соответствуют действительности, что также отражено в позициях вовлеченных в процесс акторов. На международном уровне вопрос статуса Арцаха остается нерешенным, и мы ожидаем, что международное сообщество и, в первую очередь, страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ, приложат дополнительные усилия, направленные на восстановление переговорного процесса с полноправным участием Арцаха, без чего невозможно будет достичь окончательного и всеобъемлющего урегулирования конфликта.
— А как бы Вы охарактеризовали блокаду Арцаха, что это за явление?
— Сохраняющаяся более 5 месяцев блокада 120 000 жителей Арцаха со стороны властей Азербайджана не что иное, как продолжение агрессивной войны, развязанной Азербайджаном в 2020г., целью которой является путем последовательной политики применения силы, принуждения и этнических чисток добиться деарменизации Арцаха и снять с международной повестки азербайджано-карабахский конфликт. Очевидно, что массово нарушая фундаментальные права народа Арцаха, создавая невыносимые условия для нормальной жизни, официальный Баку посредством политики военно-политического шантажа и принуждения стремится достичь одной из своих основных и приоритетных целей – заставить арцахцев из-за неопределенности и страха покинуть собственную Родину.
— Как Вы оцениваете международные усилия по политическому решению арцахской проблемы и сдерживанию таким образом воинственных устремлений Азербайджана? В частности, что, по Вашему мнению, должно сделать международное сообщество в этом случае?
-У международного сообщества есть четкие политические и правовые обязательства и механизмы для пресечения массовых нарушений прав человека, особенно таких крайних проявлений, как преступления против человечности и геноцид. Блокада Арцаха — это тот красный флаг, который должен предупредить международное сообщество о возможных массовых преступлениях.
В рамках обязательства по предотвращению возможных массовых преступлений против народа Арцаха международное сообщество, помимо задействования политических и дипломатических инструментов, должно также дать соответствующую правовую оценку преступным действиям Азербайджана. Усилия посредников и других акторов по обеспечению реального прогресса в переговорном процессе не могут и не должны подменять собой те чёткие шаги и действия, которые международное сообщество, в лице стран-членов Совета Безопасности ООН, обязано предпринять для предотвращения геноцида, преступлений против человечности и этнических чисток в любой точке мира, вне зависимости от политических, экономических, географических и каких-либо иных соображений.
Совет Безопасности ООН — это также тот орган, который должен обеспечить выполнение решений Международного суда ООН. 22 февраля 2023 г. высший судебный орган ООН принял решение применить в отношении Азербайджана промежуточную меру, обязав его обеспечить разблокирование Арцаха и свободное передвижение по Лачинскому коридору в обоих направлениях. Этот вердикт — логическое продолжение вынесенного ранее, 7 декабря 2021 г., решения относительно промежуточных мер, которым суд обязал Азербайджан принять все необходимые меры для предотвращения разжигания и пропаганды расовой ненависти и дискриминации в отношении лиц, имеющих армянское национальное или этническое происхождение, в том числе со стороны должностных лиц и государственных учреждений. Тем же решением суд обязал Азербайджан принять все необходимые меры для предотвращения и наказания актов вандализма и осквернения армянского культурного наследия, включая церкви, места поклонения, памятники и кладбища. В этой связи мы ожидаем соответствующих действий Совета Безопасности ООН по обеспечению выполнения данных решений.
— Можно констатировать, что продолжающаяся со стороны Азербайджана блокада и все преступления последних лет являются результатом отсутствия должной оценки и реакции на агрессивную и деструктивную политику данного государства, и если конфликт не получит всеобъемлющего и стабильного урегулирования, то подобные преступления, вероятнее всего, будут продолжены. В связи с этим, видите ли Вы какую-либо перспективу, и как, по каким принципам и в каких форматах должен быть разрешен конфликт, чтобы урегулирование оказалось справедливым и результативным? Могут ли переговоры, направленные на урегулирование армяно-азербайджанских отношений, привести к урегулированию азербайджано-арцахского конфликта, и какова позиция Республики Арцах по данному вопросу?
— Позиция народа и властей Арцаха по этому вопросу едина: только признание реализованного народом Арцаха права на самоопределение может стать основой прочного урегулирования конфликта, установления долгосрочного и справедливого мира и стабильности в регионе. Мы готовы начать переговоры с Азербайджаном по всеобъемлющему и взаимоприемлемому урегулированию конфликта, в согласованном и международно признанном переговорном формате, на основе прочных международных гарантий равноправия сторон и выполнения ими своих обязательств.
До создания условий для переговоров в полноценном формате по окончательному и всеобъемлющему урегулированию конфликта целесообразно наладить между Степанакертом и Баку диалог по гуманитарно-техническим вопросам, который, однако, не должен и не может заменить переговоры по политическим вопросам.
В данном контексте необходимо подчеркнуть, что урегулирование армяно-азербайджанских отношений, делимитация и демаркация границ не могут предопределить решение нагорно-карабахской проблемы и окончательный статус Арцаха. В то же время без урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, иными словами, при половинчатом подходе, невозможно представить себе окончательное урегулирование армяно-азербайджанских отношений и установление прочного мира. Несмотря на имеющиеся трудности, крайне важно, чтобы Республика Армения, в свою очередь, продолжала выступать с позиций защиты прав народа Арцаха.
Если сегодня путем переговоров невозможно достичь решения по статусу Арцаха, то необходимо признать наличие данной проблемы и отложить ее решение до тех пор, пока для этого не будут созданы благоприятные условия, одновременно обеспечив за этот период эффективные и надежные международные гарантии безопасности и суверенитета народа Арцаха.