В эксклюзивном интервью «Арцахпресс» посол по особым поручениям Президента Республики Арцах, экс-министр иностранных дел Масис Маилян коснулся проблем методологии переговорного процесса урегулирования Арцахского конфликта, террористических действий Азербайджана против Арцаха, действий международного сообщества по нейтрализации этих проявлений и других вопросов повестки дня, связанных с существующими проблемами урегулирования Арцахской проблемы.
Представляем интервью ниже:
-Господин Маилян, в разные годы Вы неоднократно говорили о необходимости трансформации методологии переговорного процесса и настаивали на том, что действующая методология рано или поздно приведет к попыткам силового разрешения конфликта. Что Вы имели в виду и что нужно было, по-Вашему, менять?
-Я имел в виду, что в основу урегулирования должны быть положены не последствия конфликта, в частности, вопрос территорий, а его первопричина – статус Арцаха. Многие почему-то предают забвению тот факт, что в то время, когда зарождалось Арцахское движение, которое впоследствии и переросло в азербайджано-карабахский конфликт, поскольку Азербайджан изначально пытался утопить в крови волеизъявление арцахцев, не было вопроса территорий, как и проблем беженцев и внутренне перемещенных лиц. Они появились потом – в результате развязанной Азербайджаном войны. То есть, смысл моего предложения состоит в правильном формулировании причинно-следственных связей Арцахской проблемы.
Читайте также
Вопрос определения виновного, спровоцировавшего силовое решение, также принципиален. Как известно, Азербайджан получил международное признание на условиях принятия спорности статуса Нагорного Карабаха и обязательства решить этот спор мирным путем. Но сразу же после вступления в СБСЕ/ОБСЕ Азербайджан нарушил данное обязательство и развязал войну против Нагорного Карабаха. Поражение в войне породило новый статус-кво и международно признанную линию соприкосновения между сторонами конфликта.
К сожалению, агрессия Азербайджана так и не удостоилась должного международного осуждения. Тем не менее, власти Армении и Нагорного Карабаха в процессе переговоров неоднократно изъявляли готовность к пересмотру линии соприкосновения. Подобная готовность обуславливалась получением нерушимых международных гарантий невозобновления военных действий до полного урегулирования конфликта посредством определения окончательного статуса Нагорного Карабаха.
Азербайджан оправдывает все свои агрессивные акты тем, что, якобы, действует на своей международно признанной суверенной территории: иных аргументов для оправдания своих противоправных и бесчеловечных действий у Азербайджана нет. Следовательно, необходимо обратиться к странам, которые признали суверенитет Азербайджана, с призывом осознать, что свои бесчеловечные действия Азербайджан оправдывает фактом признания с их стороны его независимости. То есть, поспешно принятые после распада СССР международные решения поощрили продолжение безнаказанных противоправных действий против народа Нагорного Карабаха. Никто не должен забывать о том, что, получив такое признание, Азербайджан перед лицом всего мира взял на себя ответственность и обязательство решать спорные вопросы мирным путем. Давно уже общеизвестно, чего стоят обещания Азербайджана, однако никто не торопится призвать его к ответственности.
-В своих постах в Фейсбук Вы квалифицируете блокаду Арцаха как проявление терроризма. Подпадают ли действия Азербайджана под классическое определение терроризма?
-Действия азербайджанского руководства, которое держит в заложниках 120 тысяч жителей Арцаха, и выдвинутые для их освобождения официальным Баку политические и меркантильные требования, согласно международному праву, являются формой войны и проявлением международного терроризма. Это значит, что международная реакция также должна быть адекватной – в логике противостояния и наказания агрессии и международного терроризма.
-Что, по-Вашему, должно предпринять международное сообщество для нивелирования подобного проявления терроризма?
— Для нейтрализации угрозы терроризма международное право и международная практика предусматривают совместные действия силовых структур государств, нацеленные на борьбу с международным терроризмом. Поскольку незаконная блокада Республики Арцах продолжается уже длительное время, и народ Арцаха сталкивается с реальной угрозой этнических чисток, сообщество государств должно рассмотреть все возможные варианты, в том числе силовой вариант в рамках международного антитеррористического сотрудничества – во имя спасения 120 тысяч мирных жителей. Сообщество государств может склониться к такому заключению, и для этого имеется прочная правовая база – решения ЕСПЧ и Международного суда ООН, а также подписанное Азербайджаном, но им же грубо нарушаемое Трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 года.
-Господин Маилян, давайте обратимся к новой и весьма опасной пиар-авантюре Азербайджана. И. Алиев акцентирует сейчас следующий нарратив – «несмотря на 30-летнюю оккупацию, Азербайджан готов подписать с Арменией мирный договор». Думается, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы усмотреть его глубинные цели, как-то: изначально поставить Армению под бремя смертного греха, позиционируя мирный договор как проявление доброй воли Азербайджана. Как можно обойти эту западню?
— Данный и подобные пропагандистские трюки преследуют одну основную цель — добиться унижения и подчинения армянского народа с тем, чтобы он признал поствоенные реалии и принял все требования Баку. Азербайджан пытается добиться подписания с Арменией мирного договора на своих условиях и тем самым фактически легитимизировать итоги преступной войны 2020 года. Мир на таких условиях рассматривается Азербайджаном как условие аннексии территории Нагорного Карабаха и вытеснения с этой территории армянского населения, а также как шанс вырвать максимум уступок у Армении.
Однако реалии обстоят иначе: признав в 1992 году существование проблемы определения статуса Нагорного Карабаха, Азербайджан, по сути, признал перед международным сообществом факт отсутствия юрисдикции Азербайджанской Республики над Нагорным Карабахом. Максимальное право, которое получил Азербайджан от международного сообщества в момент признания своего суверенитета – это право участия в переговорах по определению статуса Нагорного Карабаха в рамках международной конференции под эгидой СБСЕ. Кстати, такое же право было признано за Арменией. Для получения этого права Азербайджан взял на себя международное обязательство решить конфликт мирным путем.
Азербайджан нарушил свои международные обязательства и совершил агрессию против НКР с целью установления своего контроля над её территорией. В результате контрнаступательных действий Армии Обороны НКР, направленных на пресечение азербайджанской агрессии, Азербайджан не только не сумел установить контроль над НКР, но и потерял часть своих территорий. В итоге произошла сегрегация населения бывшей Азербайджанской ССР по этническому признаку — население перешло на территории, подконтрольные войскам собственных государств. Другими словами – произошло этно-территориальное размежевание. Фактически, на территории бывшей Азербайджанской ССР сформировалось два самостоятельных субъекта: Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика. Перемирие 12 мая 1994 года было заключено между Азербайджанской Республикой и НКР с участием Армении. По итогам поствоенных переговоров 1994 года было достигнуто согласие сторон по установлению военно-политического контроля в зоне конфликта собственными вооруженными силами — без привлечения миротворческих войск третьих стран. Проблема территориального разграничения между сторонами была внесена в повестку международных переговоров по определению статуса Нагорного Карабаха в рамках СБСЕ.
Никаких оценок режима контроля территорий, подконтрольных НКР, в течение всего периода переговоров не было – были всего лишь предложения по передаче ряда территорий вокруг бывшей НКАО Азербайджану при условии взятия Азербайджаном обязательств разместить на этих территориях международный миротворческий контингент и признать за НКР промежуточный статус до определения его окончательного политического статуса.
Азербайджан согласился вести переговоры на основе этих принципов. Однако в 2020 году официальный Баку в очередной раз нарушил взятые на себя обязательства и совершил новую агрессию против Арцаха. По итогам войны Азербайджан пытается подменить концепцию проблемы Нагорного Карабаха, заменив её на тезис о «30-летней оккупации территории Азербайджана Арменией» (кстати, ни в одной из упоминаемых всуе Азербайджаном резолюций СБ ООН не говорится об оккупации территорий Азербайджана со стороны Армении). Более того, Азербайджан сам нарушил данные резолюции 1993 года, отказавшись от прекращения военных действий, в результате чего потерял дополнительные территории.
Сейчас жителей Арцаха, которых посредством блокады Азербайджан изолировал от внешнего мира и предъявил ультиматум «реинтегрироваться в азербайджанское общество», лицемерно называя «гражданами Азербайджана», принуждают к признанию подданства. На деле никакого правомочия над территорией НКР и над его народом Азербайджан по-прежнему не имеет, как и во все годы своей независимости. В Азербайджане прекрасно понимают, что народ Нагорного Карабаха не принимал участия в формировании современного Азербайджана и его конституции, соответственно, также в силу данного обстоятельства гражданство Азербайджана не может распространяться на народ Арцаха.
В действительности истинными намерениями Азербайджана являются достижение отказа Армении от поддержки независимости Арцаха и совершение этнической чистки с целью аннексии территории Нагорного Карабаха. Чтобы международное сообщество не препятствовало реализации этих планов, Азербайджан и выдвинул концепцию о «30-летней оккупации территории Азербайджана».
Отнюдь не случайно, что Азербайджан на международном уровне вводит в обиход тезис «обеспечение справедливости в отношении серьезных военных преступлений и преступлений против человечности». В очередной раз происходит подмена проблемы прав – у 150 тысяч армян Арцаха отнимаются требующие соблюдения права и присваиваются мифическим 4 тысячам пропавших без вести азербайджанцев. Надо учесть, что эта концепция, под видом намерений Азербайджана интегрировать армян в азербайджанское общество, была на днях обнародована на уровне министра иностранных дел Азербайджана на саммите Совета Европы в Рейкьявике. То есть, Азербайджан намерен и далее продолжать бесцеремонное игнорирование любых требований к себе и навязывать всему миру свои прихоти.
— То есть, у Азербайджана нет легитимных аргументов, оправдывающих его притязания в отношении Арцаха?
— Нет и никогда не было. Это всего лишь фальсификации, приправленные шантажом, с применением силы и угрозы силой.