Один из 12 жертв прослушки в Армении, выявленных международной исследовательской группой, правозащитник Рубен Меликян рассказывает, что атака на его телефон произошла в конце мая 2021 года.
«В то время мы активно готовились к формированию комиссии по наблюдению за выборами и осуществлению наблюдения за парламентскими выборами 20 июня. Это был период, когда я занимался исключительно внутренними вопросами. В тот период, на мой взгляд, логично предположить, что больший интерес ко мне был со стороны правоохранительных органов Армении, а не Азербайджана. Кажется не напрямую, но исследование больше склоняется к такой версии. В моем конкретном случае, с учетом периода времени, в то время я не имел никакой активности в направлении Арцаха, а был полностью сосредоточен на повестке дня Армении, и из этого можно сделать определенные выводы, в беседе с Aravot.am сказал правозащитник.
Напомним, группа защиты цифровых прав Access Now, правозащитная организация Amnesty International, Canadian Citizen Lab, армянская группа цифровой защиты CyberHUB-AM и независимый исследователь Рубен Мурадян в результате совместной работы получили подтверждение как минимум 12 случаев, когда израильская шпионская программа Pegasus использовалась против армянских чиновников, журналистов и других лиц.
Читайте также
Меликян сообщил, что сегодня ознакомился со списком других жертв прослушки. «Сегодня стало известно, до этого у меня не было информации об остальных лицах, мне показалось очень странным прослушивать бывшего правозащитника Кристине Григорян. Период, указанный в исследовании, в ее случае – это конец 2022 года, а она подала в отставку через два-три месяца после этого. Есть ли связь между подслушиванием и отставкой, я не могу сказать: отставка Кристине Григорян была очень странной и общественности не была представлена правдоподобная версия, почему человек, занимающий такую важную должность, через год подал в отставку».
Меликян заметил, что в этом процессе прослушивания участвуют разные стороны. «Во-первых, создатель этой программы прослушивания, которой является израильская организация. Необходимо выяснить, предпринимают ли они шаги в этом направлении, кому эта организация продала программу, на каких условиях, была ли она продана в Азербайджану или Армении и т.д. Согласно исследованиям, Азербайджан как минимум предпринял шаги в этом направлении, хотя, не исключают армянскую версию тоже. На мой взгляд, обе версии не исключаются одновременно, обе страны приобрели программу и обе использовали. Учитывая проазербайджанскую политику Никола Пашиняна, не исключаю также возможность сотрудничества. Никогда не думал, что спецслужбы Армении могут пойти на такой шаг, но теперь не удивлюсь ничему».
Арпине СИМОНЯН