Премьер-министр Никол Пашинян задал вопрос во время пресс-конференции 22 мая. «Если бы осколок убил Ашота Пашиняна, то он стал бы героем, а если осколок пролетел в миллиметре от него, он становится антигероем? Если бы осколок убил Ашота Пашиняна, то Анна Акопян была бы матерью героя, а сейчас она не мать героя? Почему? Кто-нибудь может мне объяснить? Тем более, что в то время Анна Акопян с оружием в руках находилась на передовой».
На его подобные вопросы мы попросили ответить мать погибшего в 44-дневной войне Давида Геворкяна — журналиста Алису Геворкян. Напомним, что на той же пресс-конференции прозвучал записанный вопрос Алисы Геворкян. «В свое время вы заявили, что Арцах — это Армения, и все. Ваша власть призвала наших сыновей в армию и забрала их в упомянутую вами Арцах-Армению для ее защиты, наши сыновья погибли в 44-дневной войне. Теперь вы с тем же гордым выражением лица заявляете, что Арцах — это Азербайджан, просто бывшие власти обманывали и не говорили об этом. Если Арцах был Азербайджаном, то почему вы забрали наших сыновей и убили их в Азербайджане? Это вы их забрали, а не бывшие».
Алиса Геворгян, которая была в гостях программы «Арересум» газеты «Аравот», отвечая на поднятые Пашиняном вопросы, сказала: «Не смерть определяет степень героизма человека. Не смерть определяет, герой человек или нет. На мой взгляд, жизнь, прожитая человеком, определяет, герой он или нет. Я вообще всегда считала, что настоящий герой, известный нам из истории, это тот человек, который добровольно жертвует жизнью ради своей Родины, и ради нее жертвует всем».
Начная с января 2022 году Алиса Геворкян на Общественном радио ведет авторскую программу «Сказать жизни «да!». «Я снимаю парней, вернувшихся с войны. Они тоже герои, по общепринятым меркам времени. Но чтобы не приводить в пример других, не обидеть других, хочу сказать, что я не считаю своего Давида героем. Да, он вел себя как герой. Командир лично приехал и рассказал, как он сражался».
Читайте также
Приведем цитату из интервью «Медиамакс», в котором она рассказала о своем сыне: «Последний звонок от него я получила 16 октября. Он сказал, что место не очень удобное и позвонит, когда будет удобно. Потом я узнала, что он получил контузию и находится в медпункте в Варанде. При переброске отряда из Варанды в Мартуни, в колонне машин также находился автомобиль медпункта с 15 ранеными, в том числе очень тяжелоранеными, которые по каким-то причинам они находились в медпункте воинской части, а не в больнице. В пути машина сломалась. Сын нашего родственника, который был в первой машине, предложил Давиду пересесть к ним, но Давид отказался, сказал, я могу ходить, парни ранены, помогаю их передвигать. Им было приказано ждать в каком-то месте, пока за ними не приедут и не заберут. И насколько я знаю, за ними никто так и не приехал. 15 раненых остались, и у нас больше не было о них никакой информации… Я обратился в офис омбудсмена, и 27 сентября 2021 года получила ответ, что 14 фрагментов тела совпали. По останкам головы стало ясно, что он погиб от огнестрельного ранения. Мне рассказали, что Давид остался с друзьями до конца, они сражались и, фактически, он умер от огнестрельного ранения, хотя ранение изначально было легким, он мог сам ходить».
Сейчас Алиса Геворгян рассказала: «Он сел в ту машину только для потому что там были его раненые друзья, хотя у него была возможность сесть в нормальную машину и доехать, и сегодня я бы здесь не стояла как мать погибшего Давида… Я не обесцениваю то, что он сделал. Но я также не люблю, когда словами манипулируют. Более того, я не считаю себя матерью героя, потому что не люблю это слово. И для любой матери это как проклятие, когда на ее лбу может быть написано «мать обретшего бессмертие героя». Не люблю, терпеть не могу это слово. Так что, если это гонка, и Анна Акопян хочет быть матерью героя, пусть будет. Я не хочу и не люблю, когда меня называют матерью героя. Давид нормальный парень… и могут вообще не называть его героем. Знаете, в конце концов, в этой ситуации, кто-то может погибнуть, убегая, кто-то может очень храбро сражаться и не умиреть, вернуться домой. Кто сказал, что только пуля решает, герой ты или нет?»
Другой гость программы, художественный руководитель и основатель национального ансамбля песни и танца «Сасун», основатель группы «Гата Бэнд», дьакон Андраник Манукян сказал: «Любой преданный человек — герой». Он также добавил: «Человек пожертвовал собой, и он герой».
Продолжение беседы на эту тему читайте в 16.00
Анна ИСРАЕЛЯН