Заблуждение о том, что вопросы в международных отношениях можно решить законным путем, имеет давнюю историю. К примеру, Вудро Вильсон, который в последнее время довольно часто упоминается в современном армянском политическом дискурсе, до того, как стать президентом США, был автором многих исторических и политологических трудов, а в конце жизни лишь пытался реализовать свои идеи в практической политике. По его словам, залогом успеха в международных делах являются открытость, демократичность и нравственность. То, что его идеалистический-оптимистический подход не имеет ничего общего с действительностью, стало ясно еще во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. Для армян это должно быть очевиднее, поскольку «демократия» и «нравственность» Запада нам в то время совершенно не помогли. Кстати, по поводу «силы договоров» полезно было бы знать, что в 1899 и 1902 годах в Гааге проходили международные конференции, в ходе которых было подписано 13 международных конвенций, посвященных принципам мирного разрешения спорных вопросов.
В 20 веке человечеству, похоже, пришлось окончательно распрощаться с иллюзиями о том, что универсальный характер демократии способствует урегулированию противоречий. Сторонники политического реализма (например, немецко-американский политолог Ганс Моргентау) пытались объяснить, что в международных отношениях решающее значение имеют национальные интересы и сила, и это слово также следует понимать в значении «власть» (power).
Здесь приходится разделять ценности, любовь, симпатию, склонность к той или иной культуре, с одной стороны, и интересы, с другой. Хотя все мои симпатии в русско-украинской войне на стороне украинцев, я понимаю, что в глобальном смысле национальные интересы Украины во многом совпадают с интересами Турции и Азербайджана. Как бы я ни был сторонником американской модели демократии, я понимаю, что США никогда не будут поддерживать Армению так, как они поддерживают Украину.
Я не знаю, почему власти Армении в вопросе регулирования отношений со своими соседями возлагают надежды на США и ЕС. Если честно, то я сомневаюсь в том, что демократические ценности сильно заботят администрацию Пашиняна. Но очевидно, что позиция властей попахивает авантюрой.
Читайте также
Вы можете спросить: а что нам делать, рассчитывать на Россию? Мой ответ — нет. Рассчитывать нужно только на себя. Но это отдельная тема.
Арам АБРАМЯН