Собеседник «Аравот» — геодезист, картограф Шаген Шагинян.
— Господин Шагинян, Никол Пашинян выразил готовность сдать так называемые анклавы. Какие имеются на это правовые основания и перед какими стратегическими проблемами встанет Армения?
— Так называемые анклавы не имеют под собой никакой основы. «Анклавные территории» появились на картах административно-территориального деления СССР с 1960-х годов и зафиксированы на картах 1970-х и 1980-х годов. Поскольку нет документа о том, что они были переданы Азербайджану на каком-либо правовом основании, на картах они могли быть отражены как территории временного пользования. Говорить о том, что они принадлежат Азербайджану, недопустимо с юридической точки зрения, пока нет архивных документов, в которых четко указано, на каком основании, на какое время и на каких условиях эти территории были переданы Азербайджанской ССР. Я не утверждаю, что таких документов не существует, но я говорю, что я таких не знаю. Лично я с такими документами не знаком и в архивах не встречал.
— В ходе встречи с армянской общиной Молдовы Никол Пашинян сказал, что на картах 1969, 1975 и других годов площадь Армении, по большому счету, особо не менялась. Он заявил, что стороны договорились взять за основу карты Генштаба России 1975 года. Но известно, что карты СССР 1970-х годов менее выгодны для Армении, чем карты 1930-х. В чем заключается опасность для Армении, если демаркация и делимитация будут основаны на картах 1970-х годов?
Читайте также
— Может быть, есть какие-то секретные документы, о которых мы не знаем. Когда речь идет о карте 1975 года, имеются в виду картографические работы, изданные в 1970-е годы, включающие в себя так называемые анклавы. И утверждается, что за основу демаркации и делимитации была взята советская административно-территориальная карта, причем с редактированием 1970-х годов. Но подкреплена ли она каким-либо документом и на основании какого именно документа планируется вести работу, мне на данный момент неизвестно. Нам известны юридически подкрепленные карты 1920-х годов.
В нормальной ситуации переговоры обычно начинают при участии дипломатов, затем присоединяются картографы. Если, например, вспомнить работы по делимитации границы с Грузией, там были прямые переговоры между армянскими и грузинскими картографами. И наши картографы с помощью некоторых документов и аргументов смогли отстоять свою точку зрения и вывести переговоры на выгодный для Армении уровень. А в случае с Азербайджаном я не слышал, чтобы картографы участвовали в процессе. Создается впечатление, что эти переговоры проходят под давлением со стороны Азербайджана. Другими словами, Азербайджан выдвинул свою версию и заставляет принять ее. До сих пор не известно, какие шаги готов предпринять Азербайджан в рамках процесса делимитации или «мирного договора» и каковы его компромиссные предложения. Если в переговорах учитываются претензии только одной стороны, то эти переговоры незаконны и противоречат международному праву.
— Являются ли так называемые анклавы армянскими территориями на картах 1920-х годов?
— Согласно картам 1920-х и 1930-х годов на территории Республики Армения нет «анклавов», а также Арцвашен не является анклавом и имеет границу с РА.
— Каково стратегическое значение Тигранашена для Армении? Никол Пашинян говорит: «Нет такого анклава, из-за которого у нас могут возникнуть неразрешимые дорожные проблемы».
— Если так подходить к вопросу, то вместо любой дороги можно построить новую. Но есть яркий пример, когда на каком-то «законном» основании дорога Горис-Капан была передана Азербайджану, а вместо нее была построена новая. Но я ни от кого не слышал, что эта дорога готова на 100 процентов. Дорога через Татев на данный момент тоже не в том состоянии, чтобы обслуживать межгосударственные и межреспубликанские перевозки, что жизненно важно для Армении. А теперь представьте, если в районе с более сложным рельефом, где расположен Тигранашен, начнут строить новую дорогу. На мой взгляд, это будет очень сложно. Мне кажется нереалистичным сказать, что отдав эту дорогу, мы построим новую.
Тигранашен имеет стратегическое значение, потому что через него проходят две межгосударственные дороги, потому что он населен армянскими семьями. Тигранашен имеет стратегическое значение еще и потому, что если он будет оформлен как анклав на территории РА, то возникнет проблема связи его с Азербайджаном. И мы еще не знаем, какие требования выдвинет Азербайджан, может быть, он потребует отдать ему и дорогу, которая обеспечит эту связь. То есть, у нас будут дополнительные территориальные потери. А Арцвашен – это армянская исконно территория, в средние века это была процветающая земля, но сегодня он не имеет стратегического значения для Армении.
Что касается территорий Тавушской области. Здесь один «анклав» Верин Воскепар находится за селом Воскепар. Если эта территория будет передана Азербайджану, то армянский поселок Воскепар может оказаться зажатым с двух сторон. А если учесть еще и то, что кратчайший путь, соединяющий этот так называемый анклав с Азербайджаном, пролегает прямо через Воскепар, то может случиться так, что армяне Воскепара встанут перед опасностью выселения.
Роза ОВАННИСЯН