Вчера был День памяти жертв репрессий. Представьте себе, такой день есть, согласно закону, принятому в РА в 2006 году. В Ереване даже есть памятник, который был открыт в 2008 году, но этот день мало кто помнит, в основном диссиденты советского периода и их родственники. Я не имею прямого отношения к ним — ни я, ни мои родители и деды не были диссидентами и не были подвернуты репрессиям. Но, думаю, этот день стоит вспоминать на государственном и общественном уровнях.
Вопрос, полагаю, не в том, чтобы противостоять данному государственному порядку или данной идеологии. Господствующие идеологии и порядки изменчивы, а репрессии людей со стороны государств постоянны и неизменны. Предлоги для репрессий могут быть разными: ՙнеправильная՚ религия или ՙнеправильный՚ вариант христианства, ՙнеправильная՚ национальность, ՙнеправильная՚ ориентация, ՙнеправильные՚ убеждения. ՙПравильная՚ власть веками подавляла и продолжает подавлять ՙведьм՚, ՙврагов՚, ՙагентов՚, ՙ5-ю колонну՚. Инструменты репрессий тоже могут быть разными, начиная от сожжения на костре, ГУЛАГов, «аушвицев» и заканчивая «фабриками фейков».
В чем заключается иллюзия или, если хотите, обман, на котором основаны все формы государственного подавления (репрессии). Это вера в то, что людей можно сделать счастливыми или (что, по существу, одно и то же) принести людей в жертву какой-то идее, которая потом, неизвестно когда, возможно, после Страшного Суда, приведет к всеобщему счастью.
Эту вожделенную цель можно сформулировать как победу коммунизма, либерализма или «ценностей революции 2018 года». Или как «возможность жить спокойно на 29,8 тыс. квадратных километрах». Во имя последней «светлой цели» можно погубить 120 тыс. человек.
Читайте также
Репрессии советского периода — одно из самых крайних, самых жестоких проявлений такого мышления. Поэтому 14 июня следует помнить и преклоняться перед памятью всех жертв репрессий.
Арам АБРАМЯН