Арман Меликян считает, что возобновление масштабных боевых действий на этот раз вовлечет новых участников.
Собеседник «Аравот» — Чрезвычайный и Полномочный посол РА, бывший министр иностранных дел Арцаха Арман Меликян.
— Господин Меликян, как вы думаете, не является ли пограничная агрессия продолжением политики Азербайджана по отсрочке переговоров?
— Разжигание пограничных конфликтов является одним из основополагающих элементов политики Азербайджана, и метод этот использовался задолго до отсрочки второго раунда переговоров в Вашингтоне. Другой вопрос, что недавние инциденты пересеклись с критикой в адрес США в российских СМИ, которые говорили о жестком давлении Вашингтона на Баку и Степанакерт и требовании начать прямой диалог последних. Это говорит о том, что Москва и Баку согласовали свои действия, в том числе усилив силовое и политическое давление на Армению и Арцах.
— Видите ли вы сегодня предпосылки для возобновления армяно-азербайджанских переговоров или это невыгодно для Азербайджана?
Читайте также
— Я думаю, что решение об участии Баку в новом раунде переговоров в Вашингтоне теперь будет приниматься в Москве. Дело не в том, что раньше президент Алиев был волен в решении этого вопроса, просто вмешательство российской стороны прежде было более закамуфлированным.
— Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что проблема «Зангезурского коридора» исходит не от Армении, а от Ирана. Как вы прокомментируете это заявление?
— Скорее всего, президент Турции имеет в виду провозглашение Ираном принципа территориальной целостности и нерушимости границ государств региона. Можно заключить, что «Зангезурский коридор» может быть запущен и путем нарушения территориальной целостности Армении, и Армения не в силах будет этому помешать, если не будет военного вмешательства Ирана.
— Как бы вы охарактеризовали заявления, исходящие с Запада? Фрэнк Фэллон заявил, что «Азербайджан своими нападениями на территорию Армении ставит под угрозу мирные переговоры», Мэттью Миллер заявил, что они «глубоко обеспокоены в связи с ранением двух гражданских сотрудников компании с американским участием в Армении в результате обстрела со стороны Азербайджана». Какое значение в данный момент имеют эти заявления, если Азербайджан не прекращает свою агрессию и не применяются никакие санкции?
— Действительно, эти заявления приобретут ценность только в том случае, если изменится поведение Азербайджана. Но, как уже было сказано, поведение Азербайджана зависит от Москвы, так как президент Алиев действует, согласовывая свои шаги именно с Москвой. Теперь должно проясниться, кто больше влияния имеет на Баку: Москва или Вашингтон.
— Мария Захарова утверждает, что США подрывают свой авторитет посредника. Не вредят ли эти взаимные обвинения переговорному процессу, и как Армения может нейтрализовать эту ситуацию?
— Задача Армении в том, чтобы четко сформулировать собственные интересы и подходы, чтобы ни у кого не возникло сомнений в их легитимности. И тогда мы сможем решить, предложения какого именно из посредников отвечают нашим целям. Не официальному Еревану вмешиваться в тёрки Москвы и Вашингтона, они это сделают и без нас.
— По прогнозу ряда экспертов, если дипломатия не сработает, Азербайджан активизируется на поле боя. Считаете ли вы возможным такой расклад?
— Я ничего не исключаю, но думаю, что возобновление широкомасштабных боевых действий на этот раз вовлечет новых участников войны. Помимо Армении, Азербайджана и Арцаха, в эту войну на различных этапах могут быть вовлечены Иран, Турция, Россия, Израиль, Великобритания и США. Вероятно, каким-то боком станет причастен и Китай.
Татев АРУТЮНЯН
Газета «Аравот»
17.06.2023