В этом главный урок «мятежа» (или «бунта») Пригожина
Американский политолог Дэвид Истон предложил некую модель изучения политической системы, в которой центральную роль играет «черный ящик». Вы что-то кладете в этот ящик, чтобы «на выходе» получить определенный результат. То же самое можно распространить на государство. Допустим, вы хотите иметь стабильную финансовую систему и вводите в «черный ящик» какие-то критерии (параметры). И вдруг вы видите, что, к примеру, из «черного ящика» выходит обращение иностранных валют, при этом, иностранная пользуется большим уважением, чем ваша национальная валюта. Помните, в 1990-е годы в Армении какое-то время была такая ситуация? Следовательно, стартовые, «входные» параметры изначально были неверными, и их нужно было изменить.
В 2022 году Россия поставила цель завоевать Украину, а «на выходе» получила свои не очень организованные Вооруженные Силы, которые уже 16 месяцев не могут выполнить поставленные перед ними задачи. Но и этого мало, она получила еще и несколько незаконных вооруженных формирований, как минимум две из которых — группировки Кадырова и Пригожина, еще станут для этого государства серьезной головной болью.
Следовательно, данные, введенные в «черный ящик» 24 февраля 2022 года, были неправильными. Люди, знающие российские реалии лучше меня, скажут, какие параметры были неправильными. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков признал один из их: Кремль не ожидал, что Запад окажет такую большую и разностороннюю поддержку Украине. Ответ на это только один: а должен был ожидать. Но это точно были не единственные неверные «входные данные», остальные пусть эксперты перечислят.
Читайте также
Однако, я могу сказать, как и откуда взялись эти «неправильные данные». Если сформулировать в двух словах, то причина в слабости государства — в условиях жесткого авторитарного режима. Дело в том, что в современном, действительно сильном государстве решения принимаются просчитано, учитывая факты, а не капризы и имперские фантазии одного человека. Тот факт, что Владимир Путин решил напасть на Украину, доказывает, что глава российского государства оторван от реальности, окружен льстивыми придворными, которые заняты лишь тем, что думают, как угодить царю, их ум и мысли направлены на то, чтобы предугадать намерения царя, дабы удостоится похвалы «любимого лидера». Вспомним, например, как 22 февраля 2022 года на заседании Совета Безопасности решался вопрос о войне. Члены этого совета буквально дрожали от страха, как бы вдруг не сказать чего-нибудь невпопад.
Взять Киев за три дня не удалось, как уверяли Путина «грамотные и добросовестные» генералы. Война затянулась. И в этих условиях президент России совершил вторую серьезнейшую, возможно даже, роковую ошибку: он, помимо Вооруженных сил РФ позволил участие в войне незаконных группировок, в том числе «вагнеровцев» и кадыровской армии. Кстати, если между ними когда-либо произойдет вооруженный конфликт, то это непременно разожжет националистические страсти в России и повысит число сторонников Пригожина, которых и так уже не мало. Разрешить частному лицу, при этом, с криминальным прошлым, ходить по пенитенциарным учреждениям и собирать уголовников для участия в войне, мне представляется верхом авантюры.
Боевики Пригожина, проявив большую решимость и жестокость, очень помогли при взятии украинских городов Бахмут и Соледар, они сделали то, чего не смогла сделать российская армия. Этим объясняются и амбиции Пригожина, и то, что «вагнеровские» боевики сейчас пользуются большой популярностью и, например, покидают Ростова-на-Дону под аплодисменты. Вагнеровцы не встретили серьезного сопротивления во время своего 200-километрового «марша справедливости», им симпатизирует значительная часть военных. В России нет такой государственной системы, которая могла бы противостоять подобным группировкам.
Даже если Пригожин потеряется в белорусских лесах, все равно, это был сигнал для российской элиты о том, что Путин не такой уж и «великий» и «грозный» и что воспеваемая уже два десятка лет «вертикаль власти» работает неэффективно. Перспективы Путина в войне также, мягко говоря, сомнительны.
Россия не может стать тоталитарной страной, в которой чисто силовым путем можно «взять в руки» государственную систему. Мы видим, к каким последствиям приводит автократия. Единственный выход – демократизация. Но до того, как прийти к ней, эта страна, к сожалению, еще много лет будет проходить через смутные времена. Не говоря уже о том, что нам, армянам, это абсолютно невыгодно.
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
27.06.2023