В учредительном документе Третьей Республики Армения — в преамбуле Декларации о независимости, принятой в 1990 году, есть следующие строки: «…основываясь на совместном Постановлении Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха». А действующая Конституция Армении начинается следующими словами: «Армянский народ, основываясь на фундаментальных принципах армянской государственности и общенациональных целях, закрепленных в Декларации о независимости Армении…». То, что закреплено в Конституции, называется основным законом, который может не нравиться тому или иному гражданину, группе граждан, в том числе правительству страны, они могут быть не согласны с тем или иным положением закона. Однако, независимо от нашего субъективного отношения, нарушение закона является правонарушением или преступлением. В противном случае правительство может взять, скажем, какую-либо статью Уголовного кодекса, объявить, что эта статья устарела, не соответствует нынешним реалиями и, следовательно, не подлежит исполнению. Просто так правительство не может отменить какой-либо закон, самое большее, что можно будет сделать, это проявить законодательную инициативу, а Национальное собрание может внести изменения в закон. Однако сила Конституции заключается в том, что ни одна из ее непреложных статей не может быть изменена по прихоти правительства или Национального собрания.
В этом смысле инициатива «Айaкве» кажется мне логичной: она направлена на изменения в Уголовном кодексе, чтобы было предусмотрено суровое уголовное наказание для тех, кто от имени Республики Армения признает Арцах частью другого государства. Если будет собрано 50 тысяч подписей, то можно будет внести вопрос в Национальное Собрание. Понятно, что Национальное Собрание со своим большинством от власти такой закон не примет. Я даже знаю аргументы в стиле ГД, которые прозвучат против этой инициативы: «А когда Тер-Петросян, Саргсян, Кочарян…». В таком случае есть возможность снова обратиться за поддержкой к народу, собрать еще 300 тысяч подписей и силой закона вынести вопрос на референдум.
Ценность данной инициативы — в ее гражданском, неполитическом характере. Сегодня главой государства является Пашинян, завтра будет кто-то другой, а граждане всего лишь хотят, чтобы ни один руководитель не нарушал Конституцию. А если нарушит, то был бы наказан по закону. Полагаю, все очень просто.
Арам АБРАМЯН