Президент Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян в беседе с «Аравот» сказал, что архитектура должна воспитывать гражданина, а художник никогда не должен подчиняться диктату режима. В ходе нашего разговора мы коснулись вмешательств в архитектуру в разных районах Еревана, о которых президент Палаты архитекторов сказал, что из-за них честь архитектора низведена до асфальта.
«Сегодня тоже делаются попытки изменить антураж или повлиять на него, они направлены на создание микрорайонов в пригородных зонах… Может, это и хорошие проекты, но надо понимать, насколько мы расширяем Ереван, потому что если Ереван растет, то уменьшаются другие города, и таким образом мы заставляем людей думать, что хорошо жить можно только в Ереване. А почему не в Ванадзоре или Гюмри? Или почему бы не развить Дилижан, Иджеван или в свое время бывший промышленным городом безжизненный Алаверди? Влияние архитектора и архитектуры уже не то, что раньше, Палата архитекторов стала учреждением по получению и выражению жалоб. К сожалению, на замечательные постройки покушаются по сей день, а многие из них вообще нельзя трогать, независимо оттого, что эти строения не входят в список архитектурных памятников. Не секрет, что списки были составлены много лет назад и некоторые здания были исключены из этих списков, чтобы перестроить их и изменить окрестность», — отметил Александр Бадалян.
Он назвал варварским обращение с некоторыми зданиями. «Не стану обращаться к далекому прошлому и рассказывать о «крытом» рынке, я еще тогда сказал, что если в городе высадится вражеский десант, он нанесет меньше урона, чем владелец рынка, который так обратился со зданием. То же самое сейчас происходит с Домом камерной музыки имени Комитаса (архитектор Степан Кюркчян). Здание построено в 1977 году и является одним из главных объектов культуры нашего города. Это просто варварство. Если Минкультуры не поднимет этот вопрос, этим займемся мы: там продырявили крышу и установили водосточные желоба. Администрация пошла самым коротким и дешевым путем и повредила здание».
Наш собеседник заметил, что в рамках одного интервью невозможно перечислить все подобные примеры. Относительно еще одного важного вопроса, возможной установки статуи Шарля Азнавура на площади Франции: «Безусловно, Шарль Азнавур – это мировое имя, герой и гордость нации, благодаря ему многие узнали об Армении и армянах, полюбили Армению. Конечно, памятник Шарлю обязательно должен быть в Ереване, но в соответствующем месте. В 2011 году большой перекресток, пересечение проспектов Маштоца, Саят-Новы и Баграмяна, переименовали в площадь Франции и установили там скульптуру Родена. Если не ошибаюсь, она предназначалась для могилы друга Родена, скульптора, художника Жюля Бастьен-Лепажа. Это одна из копий, которая был привезен в качестве дара, и на тот момент власти не смогли придумать ей места и установили на перекрестке. Скульптура, конечно, ценная, но масштабы и ее размер не позволяют ее воспринимать. Тогда заявили, что она там установлена временно, так как президенты Франции и Армении должны были открыть площадь Франции. Но прошло 12 лет, а вопрос этот так и не решился. Не знаю, почему и по чьему предложению, по чьей прихоти было решено установить там теперь памятник Шарлю Азнавуру.
Читайте также
Во-первых, там не может быть ни памятника, ни фигуры, там требуется определенный размер, а кроме того, со стороны проспекта Маштоца, где проецируется Мать Армения, должен быть установлен памятник не менее шести метров, чтобы взять на себя весь масштаб площади.
Что символизирует эта площадь, где установлены памятники Комитасу, Таманяну, Сарьяну, Араму Хачатряну? Со всех сторон стоят памятники, там же установили памятник Сарояну и еще добавятся какие-то городские скульптуры, но это памятники людям, которыми гордится наш народ. Не правильно ставить там статую Шарлю, которая будет стоять спиной или боком к половине города, ее невозможно будет оценить, а также невозможно будет подойти к этому памятнику и возложить цветы. Я считаю это необдуманным и поспешным решением и как архитектор и президент Палаты архитекторов могу предложить нашу профессиональную помощь в поиске подходящего места для памятника. В конце концов, у нас есть площадь Шарля Азнавура, одно из самых красивых мест в городе, почему бы не установить памятник там? А если памятник большого размера и не подходит для этой площади, может быть, найдем другое место?».
По словам архитектора, такая практика напоминает советские времена, когда первого, кто создаст и представит памятник, восхваляли и уделяли место для установки. «Есть такой скульптор, имя которого не хочу называть… Его большие и маленькие, безмасштабные памятники, не представляющие никакой художественной ценности, установлены по всему городу. Он мне напоминает Зураба Церетели. Он тоже создавал памятники и говорил: дарю. Например, один такой памятник Колумбу он подарил Лиссабону. Лиссабон не знал, куда девать этот крест господний, тем более, что за подобный подарок принято отблагодарить. В последнее время от таких подарков стали отказываться. Не хочется, чтобы в Армении было также, не хочется, чтобы скульптор, у которого есть своя версия, представлял ее руководству, руководство восклицало: как хорошо, мы сэкономим время, конкурса не будем объявлять, это уже готовый памятник, давайте его установим.
Нельзя так делать. Памятник Шарлю Азнавуру обязательно надо установить, но не надо торопиться. Если мы хотим торжественно отметить столетие Шарля, надо было раньше готовиться. В его честь можно провести другую церемонию, но тщательно продумать место установки памятника этому уважаемому человеку».
Гоар АКОПЯН
Фото автора
Газета «Аравот»
28.06.2023