Премьер-министр, а за ним и депутаты от ГД могут спокойно заявлять, что признают территориальную целостность Азербайджана, в том числе и Арцах в его составе, только по одной причине: они считают, что будут править вечно и никогда не понесут ответственности за это нарушение Конституции РА. Точно по той же причине Высший судебный совет занимается фильтрацией «нелояльных» режиму судей, причем делает это в стиле сталинской «тройки» — за закрытыми дверями. Помимо иллюзии «вечного правления», в данном случае есть еще и основательная уверенность в том, что европейские институты, призванные содействовать демократии в нашей стране, зафиксируют, что такие практики вполне нормальны и соответствуют всякого рода передовым европейским и мировым стандартам. Скрытый посыл этих структур, адресованный политическим властям, заключается в следующем: «вы только ругайте русских, остальное вам простят».
Но время ответить за все это рано или поздно наступит. Даже персоналистические автократии, такие как режим Путина, Эрдогана, Алиева, Пашиняна, со временем рушатся. Мятеж Пригожина в России показал, что подобные режимы могут дать трещину в «неожиданном месте».
Вопрос в том, как будет происходить процесс разрушения. Я предполагаю, что после устранения Путина в России начнется то, что в этой стране называют «смутными временами», и это может растянуться на десятилетия. Мы себе такую роскошь позволить не можем. А что может предотвратить период неопределенности, турбулентности? Мой ответ может показаться странным, но я считаю, что такую роль могут сыграть идеи, которые будут сочетаться с настоящей (не имитационной) свободой, универсальными ценностями и национальным достоинством, а также сформировавшимися в ходе истории нашими идеалами, которые теперь на «официальном уровне» высмеиваются.
По этому поводу я вспомнил старую арабскую историю (а может загадку?). Отец умирает и завещает своих 17 верблюдов трем сыновьям. Одному достается половина этого наследства, другому 1/3, третьему 1/9. Сыновья ломают голову, как разделить 17 на 2, 3 и 9. Появляется путник и говорит: я решу вашу задачу, предоставив одного из собственных верблюдов. Сыновья делят 18 верблюдов, как завещал отец, после чего путник садится на своего верблюда и уезжает.
Читайте также
Предлагаю читателям решить эту простую арифметическую задачу. Просто отмечу, что «18-й верблюд» — это аллегория идеи, идеи, которая дает решение проблемы. Если такой идеи не будет, то те в государстве, за которыми стоят суды, полиция, прокуратура, следственные органы, продолжат делать то, что им вздумается.
Арам АБРАМЯН