Общественно-политический деятель, координатор общественного движения «Фронт безопасности и развития Арцаха» и соучредитель агентства территориального развития «Мы – наши горы» Рубен Варданян дал интервью авторитетной швейцарской телепрограмме
Swiss Impact with Banerjis. Имеющая миллионную аудиторию телепрограмма в основном обращается к социальной, образовательной и природоохранной тематике, а также рассказывает о проблемах устойчивого развития.
Рубен Варданян представил создавшуюся в Арцахе вследствие азербайджанской блокады сложную ситуацию и рассказал об углубляющемся гуманитарном кризисе. Он также говорил о социальных, инфраструктурных и образовательных проектах, которые реализует в Арцахе агентство «Мы – наши горы», и о том, как важно им помогать, отмечая, что прилагаются все усилия для реализации этих проектов, несмотря на ежедневно возникающие вследствие блокады препятствия.
Он счёл важным, чтобы международное сообщество было информировано о том, что происходит в Арцахе и оказало давление на правительства, чтобы не допустить гуманитарной катастрофы.
Интервью с некоторыми сокращениями представлено ниже в переводе.
Полностью интервью доступно по этой ссылке
Читайте также
Рубен Варданян: К сожалению в последние семь месяцев в Арцахе у нас нет ни питания, ни света, ни газа. Всё ограничено нашими внутренними ресурсами. До 15 июня хотя бы российским миротворцам и Красному Кресту разрешалось привозить в Арцах некоторые медикаменты и гуманитарную помощь. Однако после этого полностью закрылась и эта дорога, и сейчас мы в тотальной блокаде: никто не может перемещаться, никто ниоткуда не может ничего приобрести, у нас есть только наши внутренние ресурсы, за счёт которых люди остаются живы, но это действительно чрезвычайно опасная ситуация.
Света Банерджи: Это действительно сумасшествие! Как может всё это происходить в 21-м веке?! Невероятно слушать такие истории, которые ещё происходят.
Бен Банерджи: Об этом мы даже не слышали в выпусках новостей, в западных средствах массовой информации.
Рубен Варданян: К сожалению, это так. Несмотря на тот факт, что Международный суд правосудия ООН принял чёткое решение – обязать Азербайджан открыть коридор, но мы живём в таком мире, где можно игнорировать решения международных организаций самого высокого уровня. Я удивлён, но даже гуманитарный мир игнорирует эту ситуацию. У нас нет возможности получить какую-либо помощь. Поскольку у нас есть аэропорт, мы предлагаем открыть воздушный коридор, который даст возможность организациям доставить нам какую-либо гуманитарную помощь. Мы верим, что это лишь одно из решений, что мы можем попросить мир, в частности, из Швейцарии или из других мест могут приходить гуманитарные грузы и доставлять людям питание. В настоящее время в Арцахе есть 120 тысяч человек, в том числе 30 тысяч детей, 20 тысяч стариков. Снова говорю: то, что происходит – сумасшествие, и мир, к сожалению, делает вид, что не замечает этого.
Бен Банерджи: Скажите, например, для европейца или для швейцарца, который хочет приехать в Арцах. Как он может приехать? Может ли приехать через Армению, через Ереван или через Азербайджан? Как?
Рубен Варданян: Не можете. Арцах полностью блокирован. Вы можете приехать в Армению, можете приблизиться к границе, но сейчас вы не можете въехать в Арцах. К несчастью, Арцах находится в тотальной блокаде.
Света Банерджи: Можно сойти с ума! В данный момент проходят какие-либо дипломатические обсуждения о мире, или всё просто находится в тупике? Кто-либо пытается вернуть мир в этот регион?
Рубен Варданян: В последнее время были встречи в Брюсселе между Президентом Европейского Союза Шарлем Мишелем и руководителями Армении и Азербайджана. Несколько встреч было проведено в Москве, которые проходят параллельно. Эти обсуждения, к сожалению, не дали решений. Со стороны Азербайджана слишком много фальшивой риторики. Например, Азербайджан предложил гуманитарную помощь, а мы сказали: «Нет, не выйдет. Мы вам не доверяем». Мы знаем, что невозможно получить помощь от тех людей, которые постоянно заявляют, что будут убивать армян.
Бен Банерджи: Понятно, что есть блокада людей, а что скажете о товарах. Можем ли мы, например, отправить по почте посылки или другие предметы? Или это также блокировано?
Рубен Варданян: Блокировано всё. Вы ничего не можете отправить. До 15 июня это было возможно. Это было возможно посредством российских миротворцев и Красного Креста. Тогда была возможность получать. Сейчас мы полностью блокированы. Правительство Азербайджана полностью перекрыло дорогу, которая была коридором, связывающим Арцах с Арменией. Как я сказал, к сожалению, сейчас у нас такая ситуация, которая гораздо сложнее, чем было раньше, поскольку мы ничего не можем получить от внешнего мира, по этой самой причине я сказал, что нужно организовать программу помощи посредством гуманитарного воздушного коридора. Надеюсь, что вашу программу слушают многие люди, она очень распространена в кругу имеющих социальное влияние инвесторов, мы должны оказать давление на международные организации, правительства, должны сказать, что дети нуждаются в питании, они имеют право жить. Никто не имеет права прекратить обеспечение минимальных потребностей людей, тех людей, которые являются невинными и обыкновенными людьми.
Света Банерджи: Именно потому, что Вы в Арцахе, я Вами восхищаюсь. Уверена, что при желании Вы могли бы быть в любой точке мира. Итак, почему Вы там? В чём причина?
Рубен Варданян: В прошлом году кризис уже был виден, поскольку Азербайджан тихо-тихо применял стратегию «салями» и постепенно продвигался вперёд, создавая всё больше и больше проблем. Я, несомненно, сейчас мог бы находиться совсем в другом месте: в США, в Европе, в России. Но я понял, что нужно сделать выбор. Нужно решить: ты со своим народом, ты со своей Родиной и с той страной, которой ты принадлежишь, или нет.
Это трудное решение, потому что есть многочисленные вызовы, проблемы, проекты, планы. Но потом сам себя спрашиваешь: Что тебе важнее, твоя личная жизнь или готовность сделать что-то для твоего собственного народа. И, знаете, это непростой выбор, но это нормально, как я сказал, здесь ничего героического нет. Просто, когда приходит время, каждый человек должен принять решение, что для него важнее. И для меня было важно остаться вместе со своим народом, а также заставить их почувствовать, что они не одни. Это было очень важно. Мой переезд в Арцах был принят очень хорошо. Многие люди не знали, кто я, но они почувствовали, что они не одиноки, что приехал кто-то, чтобы остаться с ними. Это было символично, но в этом вопросе я не одинок. Сотни людей говорили мне, что и они хотят переехать сюда, в Арцах, как только откроется дорога. Думаю, что это часть нормального поведения.
Света Банерджи: Так значить, что Вас держит? Каково Ваше видение? Как это разрешится? Во что Вы верите? Как это может решиться? Что нужно сделать?
Рубен Варданян: Знаете, я верю, что когда ты внутри силён, когда чувствуешь, что защищаешь право жить в своём собственном доме, на своей земле, когда объединяешь людей, которые несмотря на все трудности говорят, что не сдадутся, не будут жить в подчинении Азербайджану – режиму, который придёт и разрушит наши территории, разрушит наши храмы, наше культурное наследие, когда оцениваешь имеющуюся внутри твоего общества энергию, действительно, веришь, что мир будет более заинтересован тем, что здесь происходит. В истории это многократно повторяется, когда, скажем, очень маленькие страны борются так, как Давид с Голиафом. Подчас у них действительно не бывает никакой возможности победить, но ты можешь получить такую энергию внутри общества, которая поможет также людям, живущим за границей, например, в Армении, в армянской диаспоре или во всём мире сказать, что эти люди достойны уважения, эти люди нуждаются в защите, эти люди нуждаются в помощи. Потому что мы себя ведём правильно, мы своей идентичности верны и относимся к ней с уважением.
Это очень важно – сохранять свою идентичность, свою сущность. Вот, почему, думаю, как только сможем довести до места этот мессидж, как только будем иметь возможность сообщить миру о нашем желании, а именно: бороться за наше право жить в своей собственной стране, мы получим гораздо больше поддержки от людей. Это важно, поскольку иногда, когда всё кажется так плохо и невероятно, ты заглядываешь внутрь себя, смотришь на себя и на свою крепкую веру, на любовь к своей собственной стране и к своему народу и принимаешь ответственность. Тысячи людей погибли и умерли в войнах за эти последние 30 лет. У нас есть обязательство перед этим поколением. Люди видят, что несмотря на все вызовы, мы сохранили Арцах армянским, потому мы и должны выполнить это обязательство, должны грядущему поколению привить чувство ответственности за то, чтобы сохранить Арцах армянским.
Смотрите, в Азербайджане страна 44 года управляется одной семьёй. Это авторитарный режим, а не демократия. Нефть и газ – это большие потоки денег, но это нестабильно для того, чтобы сформировать действительно стабильное общество. Мы живём в очень безумный период. По этой самой причине, пока мы крепки, я уверен, мы получим поддержку от других народов и других государств.
Света Банерджи: Как вам может помощь наш зритель? Нужно ли всё это распространять и как могут вам помочь?
Рубен Варданян: Как я сказал, прежде всего, не оставаясь безразличными. Не думайте, что это просто некий незначительный, маленький конфликт по сравнению с другими стоящими перед миром проблемами. Не быть безразличными означает также говорить во всеуслышание, что это неприемлемо. Каждое европейское правительство, все другие страны должны понять: это не незначительный конфликт. Это конфликт, который угрожает действительно особенной нации, которая здесь живёт сотни лет, которая несёт в себе громадное наследие: христианское, культурное и уничтожение которой будет ещё одной прискорбной страницей в истории развития мира. Следовательно, очень важно говорить во всеуслышание. Нужно оказать давление на правительства, говоря, что вы обязаны выполнить свою обязанность. Вы должны сделать то, что вам положено сделать. Во-вторых, создание гуманитарного воздушного коридора может стать действительно важным, если инвесторы социального влияния, социальные благотворители смогут создать специальный воздушный путь, то это сейчас будет чрезвычайно важно, это нужно сделать безотлагательно.
В-третьих, несмотря на все стоящие перед нами вызовы, мы будем рады подумать об определённых проектах, что-то построить вместе, что-то сделать в сферах образования, ИТ, также в других отраслях, и попытаться поделиться нашим собственным опытом, нашими знаниями, а также, например, тем, как существовать в нынешней среде.
Бен Банерджи: Если можете, прошу, поделитесь призывом-посланием о Ваших действиях также и с нашей всемирной аудиторией.
Рубен Варданян: Просто хочу ещё раз подчеркнуть, что 120 тысяч человек, в том числе 30 тысяч детей, 20 тысяч стариков, тысячи беременных женщин в настоящее время находятся в полной блокаде. У нас нет продовольствия, нет электричества, газа из внешнего мира. Мы не можем помочь нашим больным, имеющим серьёзные проблемы со здоровьем, чтобы транспортировать их в больницы. У нас нет дороги, у нас нет въезда в сторону Армении.
Я хочу всех вас попросить: не будьте безразличными. Это не только жизнь 120 тысяч человек. Это жизнь тех людей, просто хотят иметь право жить в том месте, которое тысячелетиями было армянским. Давайте окажем давление на все правительства и все организации в Европе, США, России и в других местах, чтобы они действовали, чтобы не игнорировали этот конфликт, который может уничтожить одно из древнейших христианских поселений мира и уничтожить наследие нашей нации, которая на протяжении тысячелетий живёт на этой земле.