Сегодня уже можно прогнозировать, как именно власти планируют провести выборы в Совет старейшин Еревана, намеченные на 17 сентября. Во время предвыборной кампании агитаторы будут доставать с пыльных полок скелеты «бывших» и использовать их для запугивания людей. Во время предвыборной кампании точно в том же стиле, что и «бывшие», они будут использовать административные рычаги и потенциал районных хулиганов (т.н. «тасовщиков»).
Что позволяет делать такие предположения? Во-первых, то, что эти известные методы уже применялись при сборе подписей «Айакве», хотя это была лишь законодательная инициатива: ну а тема «бывших» неисчерпаема. Все реальные (а не «декоративные») оппозиционеры непременно «имеют связи» с Сержем Саргсяном или Робертом Кочаряном.
В случае таких режимов, как в России или Армении, реальных выборов быть не должно: любые выборы — это мероприятие по выражению поддержки «всенародному лидеру», политологи называют это «аккламацией». Оппозиционеры, в «западном» понимании этого слова, тоже не предусматриваются: должны быть участники выборов (типа Зюганова и Жириновского), которые своим присутствием легитимизируют воспроизведение первого лица или его представителя. А если и есть оппоненты власти, то они не могут быть местного происхождения: откуда у таких «святых» и «гениев», как Путин или Пашинян могут быть внутренние оппоненты? Это либо «иностранные агенты», либо «пятая колонна».
Принимая во внимание все это, я считаю выборы в Совет старейшин Еревана важными, потому что думаю, что они ответят как минимум на три вопроса. 1/ Смирилось ли общество (значительная его часть, проживающая в Ереване) с существованием власти, принесшей национальную катастрофу, 2/ Жизнеспособны ли используемые десятилетиями методы воспроизводства власти, 3/ Смогут ли оппозиционеры обратить внимание ереванцев на серьезнейшие проблемы столицы?
Читайте также
Арам АБРАМЯН