Собеседник «Аравот» — старший научный сотрудник Института Кавказа, политолог Грант Микаелян.
— Господин Микаелян, встреча между Степанакертом и Баку должна была состояться в Братиславе 1 августа при посредничестве США, но Азербайджан отказался от этой встречи. Как заявил глава Антикризисного совета при президенте Арцаха Тигран Петросян, Баку и Москва предлагают провести встречу в Евлахе. Какие процессы происходят?
– Если мы говорим о переговорах Арцах-Азербайджан, то мы должны понимать, что эти переговоры не имеют ни формы, ни содержания. Почему? Потому что во время любых переговоров важен не результат, а формат и повестка дня. Если есть какое-то согласие по всему этому, то можно понемногу двигаться вперед. Что касается формата, то здесь есть несколько вариантов. Вариант первый: как стороны воспринимают эти переговоры? Власти Арцаха выступают как государство, а Алиев не хочет воспринимать их не только как государство, но даже как местных властей, только как представителей армян. Таким образом, здесь разница в статусе.
Второй вариант связан с целью. С точки зрения Алиева, единственное, что должно обсуждаться на этих переговорах, это то, что власти Арцаха должны немедленно объявить о капитуляции, и Баку будет судить их. Алиев сказал об этом два месяца назад. А власти Арцаха просто хотят смягчить эту нынешнюю ситуацию, но инструментов за этим столом переговоров у них нет, если, конечно, эти инструменты не создадут другие игроки, начиная с Армении, заканчивая Россией или США. В данном случае отказ Азербайджана от переговоров можно понять, зная позицию Азербайджана. Хотя и не предполагалось, что будут равноправные переговоры под эгидой США, но в любом случае переговоры между сторонами будут, а Азербайджан не воспринимает власти Арцаха в качестве стороны.
Читайте также
Что касается Евлаха, то я и это исключаю. Если не приводить другой пример, то Азербайджан, похитив Вагифа Хачатряна, показал, что он не признает, что народ Арцаха имеет какие-либо права. И власти Арцаха, прекрасно все это понимая, не пойдут на такие переговоры и не должны идти на такие переговоры. Повестка России тут как раз в том, что не важно как, зачем и кто, важно, что Россия находится посередине. А поскольку в России видят, что Азербайджан не соглашается на другие условия, кроме принятия капитуляции Арцаха на территории Азербайджана, и Россия не хочет никакой политической капитализации, то говорит: этого хочет Азербайджан, приезжайте в Евлах. Другими словами, здесь есть две составляющие. С одной стороны, Россия по большому счету отказывается от роли посредника, потому что лишь доносит до армян мнение азербайджанцев, с другой стороны, это, безусловно, провал армянской дипломатии, потому что как посредник Россия в любом случае учитывает позиции Армении и Азербайджан. Много раз подчеркивалось, и это так и есть, что если Пашинян признает Арцах частью Азербайджана, то Россия ничего против этого делать не будет. Конечно, у нас есть пример Франции, когда Макрон заявил, что позиция Пашиняна для него неприемлема, но позиция России не такая. Но учтем еще одно обстоятельство: в случае с Францией мы имеем дело с политической позицией, а не с конкретными действиями. В случае с Россией чем яснее и четче позиция, тем больше ответственность. И Россия не хочет брать на себя эту ответственность. Ситуация примерно такая.
– Власти Армении постоянно заявляют, что диалог Степанакерт-Баку важен и что он должен проходить под международными механизмами и гарантиями. Вы не видите возможностей для диалога, следовательно, что нужно делать в этой ситуации?
– Я более чем убежден, что, как и в случае с Украиной, подход союзников Украины заключался в том, что цена войны для России должна быть поднята, а здесь цена войны должна быть поднята для Азербайджана. Также очевидна еще одна вещь, о которой говорит даже Пашинян, а именно то, что у Азербайджана нет стремления к миру. Эта страна стремится не только к войне, но даже к геноциду, и не только арцахских армян. То есть, надежды на то, что здесь может быть установлен хоть какой-то мир, напрасны. Азербайджанская пресса, общественная сфера, социальные сети наполнены нацистской пропагандой, уже осквернены поколения. Я хочу, чтобы мы четко осознавали, что Азербайджан был создан Турцией как антиармянский инструмент и останется таковым. Армения никогда не будет иметь мира с Азербайджаном. Конечно, это не желательная реальность, но это реальность, в которой мы живем.
— И что в этих условиях нужно делать?
— Только готовиться к войне. Готовиться усиленно, активно, очень серьезно заниматься личным составом. Конечно, всего этого не произойдет без смены власти, должен это подчеркнуть, потому что нет никаких ожиданий, что нынешняя власть будет что-то делать в этом направлении. Кроме того, необходимо улучшить пограничную инфраструктуру и управление войсками. Дипломатию нужно улучшать, потому что возможности гораздо шире, чем используются этими властями. Мы часто слышим от разных коллег, что позиция Пашиняна такова. Например, когда Пашинян говорил о снижении планки в вопросе Арцаха, косвенно обвиняя европейцев, я проверил это из нескольких источников и понял, что такого давления оттуда не было. Но он пытается получить такие ориентиры, чтобы потом заявить, что мы должны согласиться на условия Азербайджана. Это доказывает, что Пашинян гораздо больше склонен выражать проазербайджанскую позицию, чем проармянскую. И, к сожалению, делает это очень профессионально. Повторюсь, я более чем убежден, что мира с Азербайджаном никогда не будет, потому что даже в детском саду детей воспитывают в атмосфере ненависти к армянам. Иными словами, если нынешний режим Азербайджана хоть в какой-то мере будет воспроизводиться, ничего не изменится. А ненависть к армянам после 2020 года только усилилась. Лечебную силу для Азербайджана будут иметь только их поражения и победы армянской стороны. Это будет сложно, это будет дорого, но альтернативы нет. Альтернатива – геноцид сначала в Арцахе, потом в Сюнике, потом везде.
Роза ОВАННИСЯН
Газета «Аравот»
02.08.2023