В повести-эссе Вардгеса Петросяна «Армянские эскизы» (1978) есть такой эпизод: армяне в Москве на улице встречают девочку в рваной обуви, ведут ее в магазин и покупают лучшие красные туфельки. Присутствующие удивляются и начинают ворчать, а герой так истолковывает свой поступок: «В мире не должно быть ни одного босого ребенка, это нам завещали деды и прадеды, прошагавшие дорогами беженства стертыми в кровь ногами».
Герой, от имени которого представлены события, идентифицирует себя с нацией, имеющей историю и определенные ценности. Сейчас это называется «советско-армянский патриотизм». Возможно, подходы, принятые в 1960-х и 1970-х годах, имеют свои недостатки. Но давайте попробуем понять, что страшнее: иметь эту хоть и неполноценную идентичность или быть травой, или, в лучшем случае, серой массой, у которой нет прошлого, памяти, цели или даже способности к состраданию?
Этот вопрос актуален и сегодня, так как мы стоим на пороге нового геноцида, когда, вполне возможно, что вскоре появятся десятки тысяч ммигрантов, которых «родное» государство не готово принять (все деньги потрачены на Снуп Догга). Однако у общества нет никаких требований к руководству этого государства. Наоборот, у большей части общества настолько промыты мозги, что происходящая в Арцахе трагедия вызывает у некоторых чувство «удовлетворенной мести». Это, конечно, является результатом целеустремленной работы многих лет, я бы даже сказал, десятилетий. Даже сейчас, когда люди буквально умирают от голода, эта жестокая антиарцахская пропаганда продолжается, и эта пропаганда имеет огромный спрос.
…В СБ ООН собираются не люди, а представители государств. Дело не в том, что они не знают правды — в 21 веке это практически невозможно. Однако, руководствуясь интересами своих стран, они могут делать вид, что верят азербайджанской лжи. Также хорошо известно, чем руководствуются сегодня те, кто занимается антиарцахской пропагандой.
Арам АБРАМЯН