После заседания Совбеза ООН мы слышим много комментариев о том, что, раз уж наш союзник Россия продвигала проазербайджанский тезис, говорила о запуске альтернативной дороги Акна-Степанакерт, то надо сказать России: в таком случае, что ты делаешь в Арцахе, уходи. Более того, мы слышим мнения от некоторых деятелей, что если будет турецко-азербайджанско-российский союз, то мы должны полностью отказаться от «посредничества» РФ и начать сотрудничать с Азербайджаном напрямую, Запад так нас скорее поймет, иначе ожидается что Вашингтон и Брюссель ни во что не будут нас ставить».
Отвечая на наш вопрос по этому поводу, бывший заместитель министра иностранных дел Армении Артак Апитонян сказал программе «Красная линия» Aravot.am: «Прежде всего следует четко понимать один момент, связанный с ролью Российской Федерации. РФ является не только союзником Армении, но и союзником Азербайджана, поэтому я считаю неправильным мыслить стереотипами, которые были до войны. С другой стороны, Россия не уйдет из этого региона. Наивно полагать, что Россия уходит из этого региона. Россия сегодня не присутствует в Грузии, но ушла ли она из Грузии? Конечно, нет. Это будет продолжаться так же. Другими словами, не следует впадать в крайности. Необходимо быть прагматичными. С другой стороны, нужно быть и требовательными. Иными словами, быть прагматичным не значит идти на уступки только в ожидании [взаимных уступок], а нужно быть требовательным в отношениях, четко ставить принципы, использовать все возможные рычаги. Это касается как отношений с РФ, так и с Западом: нужно использовать все возможные рычаги. У нас складывается впечатление, что если мы правильно попросим, они дадут нам. Это не так. Не может быть такого.
Вторым по важности фактом является то, что Российская Федерация в какой-то мере вошла в Арцах и, полагаю, так просто из Арцаха не уйдет. Вхождение России в Арцах не могло произойти без общего согласия с основными государствами Запада. Те, кто осведомлен об общих глубинных изменениях в международных отношениях, знают, что даже самые конфликтные страны обычно посылают месседжи друг другу и работают друг с другом гораздо более синхронно, чем это видно широкой публике. Может даже возникнуть конфликт на публичном уровне, но это не значит, что месседжами они не обмениваются. И в этом контексте ожидать, что мы сможем сделать что-то, что изменит ситуацию, скажем, убрать Россию из региона и т. д., на самом деле мы можем еще больше поставить под угрозу свои позиции, если попытаемся предпринять необдуманные шаги. В этом случае самым опасным может быть то, что, что бы мы ни пытались сделать, мы уже стали возможной площадкой для противоречий Россия-Запад».
На замечание о том, что мы сеем противоречия между Западом и Севером, наш собеседник ответил: «Мы не сеем противоречия, а становимся площадкой, мы предлагаем свои услуги, чтобы ударить другого. Предполагается, что они будут иметь хотя бы столько мудрости чтобы не делать подобного. А что касается прямых переговоров с Азербайджаном, повторюсь: переговоры с Азербайджаном могут иметь смысл, если мы сможем получить определенные гарантии. В противном случае мы будем зависеть от их доброй воли. Кто будет гарантом переговоров? Они говорят, что если мы это сделаем, Запад придет, но кто сказал, что Запад придет? Во-вторых, на самом деле присутствие Запада в этом регионе явно опосредовано. Два важных союзника США поддержали Азербайджан в войне, третий важный союзник вкладывает значительные средства в Азербайджан. На все это нельзя смотреть через единую призму. В любом случае необходимо работать со всеми возможными сторонами и укреплять свои позиции, осознавать, что то, что мы теряем, мы можем вернуть только своими силами. Лучшее, что можно сделать на международной арене — создать благоприятные условия для применения этих сил. Если мы не пойдем по этому пути, то это наивность, и шансов долго выжить в этом регионе у нас нет».
Читайте также
На вопрос, когда говорят, что опасно бросать Россию и идти на Запад, а власти отвечают, что все равно все очень плохо, поскольку российские миротворцы находятся в Арцахе, но ничего не делают, и мы теряем территории, хуже этого что может быть, Артак Апитонян ответил: «Смотрите, я не говорю, что отказываться от России неправильно, я говорю, что шаги надо просчитывать. Всякий раз, когда вы прыгаете из одной точки в другую, вам обычно приходится рассчитывать, куда вы прыгаете. У вас должно быть место, куда поставить ногу вместо того, чтобы просто прыгать и не знать, упадешь ты или нет… Второе самое главное, что я посоветую нашим известным стратегам, это изучить историю и понять, что нет геополитических прыжков с одного полюса на другой, маленькие страны такие шаги не делают. Обычно этот результат согласован. Не существует самостоятельного геополитического полета от одного полюса к другому. Наивно думать, что сегодня Армения может решиться и уйти на другой полюс. Обычно это бывает результатом договоренностей, а результат недоговоренностей бывает то, что, например, произошло в Украине: страна разделена, разрушена, превратилась в поле боя».
Рипсиме ДЖЕБЕДЖЯН