Британская газета The Guardian опубликовала обширную статью о блокаде Арцаха, беседуя с местными жителями. «Нагорный Карабах в настоящее время испытывает острый дефицит. Еды мало. По данным Международного комитета Красного Креста, также отсутствуют основные лекарства, средства гигиены и детское питание. Супермаркеты пусты. Общественное автобусное сообщение было приостановлено из-за нехватки топлива. Часа пик в городе больше нет. Многие районы лишены воды и электричества», — пишет газета. Жители рассказали газете, что план Баку для них прост: морить их голодом, чтобы, если и когда дорога откроется, они уехали. Они говорят, что это геноцид в замедленной съемке с использованием голода в качестве классического оружия. Азербайджан отрицает наличие какой-либо блокады и заявляет, что был вынужден сделать это из-за экологических нарушений. Однако кризис реален, продолжает газета. И ситуация ухудшается. Овик Асмарян сообщил газете, что закрыл свой ресторан в феврале из-за того, что у него закончилась мука и другие продукты. У него в деревне фруктовый сад с 3000 деревьями. Но из-за отсутствия бензина он не может собрать урожай, который гниет на деревьях. «Это продолжается уже 245 дней. Они пытаются все больше и больше усугублять ситуацию. Но мы не сдаемся», — говорит он.
После полудня Асмарян проводит видеотур по Степанакерту для Guardian. «Z-супермаркет закрыт, полки пусты. Также были закрыты рынок и магазин «Ностальгия». Один магазин открыт. Но на полках, кроме игрушечной машинки, ничего не осталось. Они не успокоятся, пока мы не умрем на улицах», — говорит Асмарян.
В обед Овик Асмарян каждый раз ест картошку. «Мы ее жарим. Потом варим, говорит он. — Это здоровый образ жизни для меня и моей семьи. Мы едим овощи, гуляем и ездим на велосипеде. Но это вынужденный шаг». В своем родном городе Степанакерте он разработал бартерную систему. «У нас в саду есть фруктовые деревья. Я даю соседям фрукты, они нам морковку», — говорит он.
После своей решительной военной победы 2020г Алиев не настроен идти на компромисс и «думает, что он на вершине», сказал Томас де Ваал, старший научный сотрудник европейского аналитического центра Карнеги. «Алиев использовал как дипломатию, так и принуждение, чтобы попытаться завершить свою программу против армян. Уже уверенная в себе как неприсоединившаяся держава, имеющая дело как с Россией, так и с Западом, она чувствует себя усиленной войной России на Украине».
Читайте также
Согласно соглашению о прекращении огня 2020 года, Россия через своих миротворцев, дислоцированных на границе, должна обеспечить, чтобы автомобильное сообщение между Арменией и Карабахом оставалось открытым. Алисса де Карбонелл, заместитель директора программы Международной кризисной группы по Европе и Центральной Азии, заявила газете, что неспособность Москвы сделать это является «признаком слабости». «Россия отвлеклась. Это может быть одной из причин, почему произошла [вторая] война», — сказала она.
Великобритания, США и другие западные страны заявляют, что глубоко обеспокоены ухудшением ситуации в Карабахе, пишет автор статьи. Они призвали Азербайджан вновь открыть Лачинский коридор и разрешить доставку гуманитарной помощи. Госсекретарь США Энтони Блинкен пытается выступить посредником между Баку и Ереваном. Президент Совета ЕС Шарль Мишель, который в прошлом месяце провел последний раунд мирных переговоров между Алиевым и Пашиняном в Брюсселе, пытается сделать то же самое. Газета пишет, что, несмотря на некоторый дипломатический прогресс, Азербайджан по-прежнему не прислушивается к международным запросам и считает конфликт вокруг Карабаха внутренней проблемой.
В одном из своих майских выступлений Алиев предложил армянскому населению «опустить головы» и принять ассимиляцию с Азербайджаном. На практике это означает роспуск правительства Арцаха. Баку отказывается разговаривать с местными карабахцами и считает их «сепаратистами».
Асмарян говорит, что чужаков на самом деле не волнует тяжелое положение Карабаха, поскольку в осажденном регионе мало природных ресурсов. «У нас нет ни золота, ни нефти, ни газа. У нас нет ничего интересного ни для Запада, ни для Востока. Мир любит говорить о правах человека. Но им все равно. Простите, что я так грубо выразился», — говорит он и добавляет: «В конце концов мы все люди».
Подготовила Виктория АНДРЕАСЯН