Наш собеседник — политолог из Арцаха Жирайр Азизян.
— Господин Азизиян, в Национальном собрании Арцаха новый председатель, что это изменит на политическом поле? И вообще, что происходит во внутриполитической жизни Арцаха? На днях появилась информация, что в парламент ворвались люди в военной форме. Возможно ли обострение ситуации? Есть ли угроза гражданской войны в Арцахе?
— Внутриполитические события Арцаха обусловлены создавшейся ситуацией и различными, порой противоречивыми, представлениями о выходе из этой ситуации. Смена спикера НС была обусловлена, в первую очередь, состоянием здоровья Артура Товмасяна, а новым спикером парламента нужно было выбрать того, чья кандидатура имела бы относительно значительную поддержку. Мужчины в военной форме, вошедшие в здание Национального собрания, были ополченцами и пытались получить ответы на ряд волнующих их вопросов. Что касается вопроса о гражданской войне, то, к сожалению, такая опасность существует, но ее следует нейтрализовать политической осмотрительностью и взаимоприемлемыми шагами.
— На днях появилась информация, что президент Арцаха Араик Арутюнян сообщил на заседании Совета безопасности Арцаха, что принято решение о начале торговли по дороге Акны (Агдам). Депутат Национального собрания Арцаха Метаксе Акопян сообщила, что Араик Арутюнян уже обсуждает свое это предложение в широких кругах. Как вы это оцениваете, какую пользу это принесет народу Арцаха, какие риски повлечет за собой? Под давлением ли власти Арцаха принимают такое решение или есть другой мотив?
Читайте также
— По моей информации, такого решения не существует, понятно, что подобные заявления преследуют одну лишь цель — удовлетворение узких политических интересов. Что касается рассмотрения этого варианта в качестве предложенного решения в ходе обсуждений, то это естественно, поскольку сегодня, по сути, его предлагает не только Азербайджан, но и все международное сообщество, в том числе и Российская Федерация, взявшая на себя роль гаранта мира. Чтобы лучше понять ситуацию, у нас есть три варианта: либо мы принимаем вариант интеграции, навязываемый Азербайджаном и поддерживаемый международным сообществом, и сталкиваемся с опасностью протяжного геноцида. Либо мы продолжаем отказываться от этого варианта и полагаемся на перст судьбы. Причем, если мы будем тянуть время, то мы истратим все ресурсы и вновь встанем перед неизбежной угрозой долгоиграющего геноцида. Или же мы обращаемся к международному сообществу с просьбой предоставить гуманитарный коридор для безопасной эвакуации населения, и сдаем Арцах.
— То есть, вы не видите другого выхода? На заседании Совета Безопасности ООН, кроме Азербайджана, только Россия выступала за использование дороги Акна.
— Не только Россия, есть и другие, кто приветствует это решение. И, в принципе, ни одна страна не высказалась против, только представитель Мальты заявила, что эта дорога не может стать альтернативой Лачинскому коридору.
— Ну хорошо, даже если международное сообщество выступает за такое решение, уместный ли это вариант для населения Арцаха? И не является ли это большой уступкой и шагом назад, ведь после этого вопрос Бердзорского коридора может быть вообще закрыт, как вы думаете?
— Думаю, что окончательное решение будет принято после совещаний с широкими общественно-политическими слоями, и решение это будет отражать позицию большинства. Повторяю, у нас есть три радикальных варианта: либо мы умрём с голоду, либо откроем дорогу через Агдам, либо эвакуация. Я считаю, что эвакуация – это наименьшее из зол, но еще раз говорю: пусть будет по воле большинства.
— Мы стали свидетелями того, как люди выезжали из Арцаха в сопровождении российских миротворцев, опубликованы видеоматериалы. Также была информация о перемещении людей с российскими паспортами. Что происходит, уже пошел процесс опустения Арцаха?
— Помимо перевозки пациентов в РА Международным комитетом Красного Креста, сейчас российские миротворческие силы сопровождают гражданских лиц, в частности студентов, которых перевозят по необходимости. Также есть информация, будто Азербайджан разрешил одностороннее движение граждан Арцаха, то есть только выезд, но я не располагаю информацией о том, сколько человек покинуло Арцах по этому принципу, и было ли вообще такое предложение населению.
Роза ОВАНИСЯН
Газета «Аравот»
26.08.2023