Интервью министра иностранных дел Республики Арцах Сергея Газаряна российскому интернет-изданию «The Moscow Times»
– Допускаете ли вы, что усилия Степанакерта и Еревана на дипломатическом уровне могут заставить Баку убрать КПП в Лачинском районе? Какие инструменты для этого есть? Верите ли вы, что в Баку подчинятся каким-либо требованиям без силового принуждения?
Параметры и режим функционирования Лачинского коридора определены Трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 года, в соответствии с 6 пунктом которого зафиксировано беспрепятственное сухопутное сообщение между Республикой Арцах и Республикой Армения. Контроль над Лачинским коридором должен осуществляться исключительно российским миротворческим контингентом. Однако следует подчеркнуть, что позиция и действия азербайджанской стороны полностью противоречат как духу, так и букве упомянутого выше Трехстороннего заявления. В связи с этим актуальной задачей становится обеспечение строгого и беспрекословного соблюдения Азербайджаном всех достигнутых договоренностей в рамках Трехстороннего заявления, в том числе по Лачинскому коридору. Для достижения этой цели необходимо объединение усилий не только Степанакерта и Еревана, но также тех участников Трехстороннего заявления, которые действительно заинтересованы в обеспечении стабильности и соблюдении установленных обязательств.
Кроме того, международные акторы, приветствовавшие Трехстороннее заявление и в настоящее время рассматривающие его в качестве краеугольного камня нынешней архитектуры безопасности в регионе, также должны внести свою лепту в обеспечение стабильности региона.
Читайте также
Трехстороннее заявление, подписанное 9 ноября 2020 года, не предполагает какого-либo присутствия Азербайджана в Лачинском коридоре, не говоря уже об осуществлении им каких-либо контрольных функций. Эта точка зрения была подтверждена министром иностранных дел Российской Федерации 28 февраля 2023 года, который по итогам встречи со своим азербайджанским коллегой со всей определенностью подчеркнул, что создание контрольно-пропускных пунктов в Лачинском коридоре Трехсторонним заявлением не предусмотрено. Юридически обязательные решения Международного суда ООН подтверждают обязанность Азербайджана «обеспечить беспрепятственное движение людей, транспортных средств и грузов по Лачинскому коридору в обоих направлениях», что исключает наличие контрольно-пропускного пункта в Лачинском коридоре.
С момента закрытия Лачинского коридора – сначала под предлогом «экопротеста», а затем установлением 23 апреля в одностороннем порядке контрольно-пропускного пункта в нарушение Трехстороннего заявления – Азербайджан последовательно пытается разорвать существующие естественные глубокие связи народа Арцаха с Арменией, лишить его идентичности, самодостаточности и возможности для развития. Азербайджан планомерно и систематически создает невыносимые условия жизни в Арцахе, чтобы принудить народ Арцаха принять его ультимативные условия.
Блокирование Лачинского коридора и навязывание народу Арцаха позиции Азербайджана путем голода и принуждения являются частью геноцидальной политики официального Баку. Следовательно, мы говорим об ответственности международного сообщества и, в первую очередь, глобальных акторов за предотвращение преступления геноцида и исходим из того, что данные государства и организации обладают соответствующим ресурсом и инструментарием для предотвращения подобного преступления против человечности. Мы надеемся, что ими будет задействован весь спектр возможностей во избежание катастрофических последствий.
Хочу еще раз подчеркнуть, что предотвращение геноцида является не только правом, но и обязательством всех членов международного сообщества.
– Существует ли в Степанакерте некая группа чиновников, ответственная за ведение переговоров с азербайджанской стороной?
С момента окончания в 2020 году боевых действий при посредничестве РФ периодически проводились встречи между арцахской и азербайджанской сторонами, в ходе которых обсуждался ряд технических и гуманитарных вопросов, в том числе по восстановлению жизненно важной инфраструктуры.
Что касается обсуждения политических вопросов, в том числе связанных с всеобъемлющим урегулированием азербайджано-карабахского конфликта, то мы всегда подчеркивали необходимость согласованного международного формата, в рамках которого можно будет приступить к поиску взаимоприемлемых, сбалансированных решений, которые обеспечат прочный, справедливый и достойный мир.
МИД Республики Арцах в сотрудничестве с другими уполномоченными структурами страны вырабатывает и представляет на рассмотрение Президента Республики соответствующие предложения, рекомендации и позицию по переговорному процессу.
Кроме того, по ключевым вопросам проходят также обсуждения с участием различных политических сил и ответственных лиц, после чего принимаются соответствующие решения.
– Каковы красные линии руководства Арцаха в этих переговорах? Ваше ведомство уже отметило, что встречи на территории Азербайджана без присутствия третьей стороны для вас неприемлемы. А что насчет повестки переговоров? Что вы готовы, а что не готовы обсуждать?
Народ и власти Арцаха знают цену мира и цену войны лучше, чем кто-либо другой. Мы готовы обсудить весь комплекс сложных и болезненных вопросов при условии, что ход и результат переговоров не должен быть предрешен. А учитывая, что с азербайджанской стороны имеются многочисленные нарушения как индивидуальных, так и коллективных прав народа Арцаха, должны быть определены четкие международные гарантии для реализации прав народа Арцаха, включая право на самоопределение.
– Как вы воспринимаете предложения Самвела Бабаяна, бывшего министра обороны Арцаха, который настаивает на собственном видении переговоров?
В процессе разработки позиций и решений власти Республики Арцах всегда принимают во внимание также предложения и точки зрения различных политических сил и общественных деятелей. Президент Республики неоднократно и публично заявлял о том, что если у кого-то из политических сил и иных деятелей есть предложения и видение пути выхода из сложившейся сложной ситуации, то власти открыты к обсуждению всех разумных предложений в рамках конструктивного сотрудничества для достижения общих целей государства и народа.
– Приемлемо ли для вас в принципе использование такого термина, как «интеграция армян Карабаха», который использует Азербайджан?
В первую очередь необходимо отметить, что Азербайджан использует термин «интеграция» в качестве ширмы, за которой скрывается реализуемая сейчас политика насильственного подчинения народа Арцаха с последующим его изгнанием со своей исторической родины. Поэтому оценка терминов невозможна без учета тех целей, для которых они используются.
Мы считаем, что правильнее говорить о поиске взаимоприемлемых и сбалансированных формулировок, которые будут направлены на выработку прочных и справедливых решений и будут служить интересам мира.