«И в народе грех. А пламень растления умножается даже видимо, ежечасно, сверху идет», — говорит один из героев Достоевского. — Действительно, «верхи», элита, как формально — в виде власти, так и в лице авторитетных людей вне власти, оказывают прямое влияние на поведение и мышление народа.
За последние 5 лет наркомания в Армении достигла опасного уровня, особенно среди подростков. Причин, конечно, много. Но одна из главных, я думаю, заключается в том, что сегодняшние 30-40-летние депутаты и чиновники считают наркоманию нормальным времяпрепровождением, более того, до революции предлагали легализовать марихуану. Если в начале 2000-х «примерной» поведенческой моделью был олигарх в окружении 20 лысобритых телохранителей, которые гуляли по городу полукилометровой колонной, теперь поведенческая модель — небритый наркоман. Что более отвергаемо – затрудняюсь сказать.
Наркоманию нельзя классифицировать как политическую проблему, хотя масштабы явления напрямую вредят нашей безопасности. Но я могу привести пример из политической сферы: чтобы понять влияние элиты, хочу привести пример акций протеста, которые произошли в Израиле несколько месяцев назад. (Я понимаю, что сегодня Израиль не то государство, с которым у нас могут быть очень теплые отношения, но это обстоятельство в данном случае не важно, речь идет о внутренней организации нации).
В этой стране шли бурные дебаты о функциях Верховного суда. Правительство фактически хотело их ограничить, а сторонники оппозиционных взглядов считали, что это ведет страну в сторону авторитаризма. И вот, однажды случилось так, что сторонники обоих взглядов оказались на одной улице — друг перед другом. Внезапно один из демонстрантов начал петь гимн Израиля, и люди, стоящие по обе стороны и до этого злобно смотревшие друг на друга, соединились в гимне, образовав единый хор.
Читайте также
Возможно ли такое в Армении? Конечно нет. И опять-таки важнейшей среди причин являются импульсы, идущие «сверху». Нынешние власти Армении представляют собой модель, мягко говоря, неуважительного отношения к национальным символам (вплоть до Декларации независимости).
…Можем ли мы представить себе еврея, предлагающего заменить гору Сион другой горой?
Арам АБРАМЯН