Отставка президента Арцаха Араика Арутюняна на прошлой неделе вызвала разного рода комментарии. Сам отставной президент обосновал свой шаг двумя аргументами. 1/ Поражение в войне и создавшаяся в стране ситуация существенно снизили доверие к власти и президенту, и это, конечно, правда. 2/ Биография Араика Арутюняна и отношение Азербайджана к ней препятствуют дальнейшим шагам и гибкой политике властей Арцаха. Этот аргумент является спорным. Я не думаю, что его личность неприемлема для Баку. Азербайджан попытается реализовать свою ближайшую стратегическую цель – деармянизацию Арцаха, независимо от того, кто знимает пост президента.
Сторонники власти в Армении, которые, так сказать, «специализируются на западничестве», выдвигают еще одну версию: Араика Арутюняна заставила уйти в отставку Россия. Это тоже звучит не очень убедительно. Мне сложно представить, что экс-президент в каких-то вопросах выступал бы против российских миротворцев, и, по правде говоря, даже не знаю, как это возможно. Да, эти миротворцы очень плохо выполняют свои обязанности, но я уверен, что любой представитель элиты Арцаха осознает, что без этого контингента в ближайшем будущем ситуация будет еще тяжелее.
Спорным также является тезис армянских оппозиционеров о том, что Араик Арутюнян был опорой правительства Армении, без которой это правительство ослабнет. На самом деле, опорой Пашиняна является его электорат, которому глубоко безразличны события, происходящие в Арцахе, и судьба 120 тысяч человек. Эта масса по справедливости видит в нынешнем премьере отражение своего, мягко говоря, бытового мышления и в любом случае продолжит его поддерживать.
Чего следует ожидать от нового руководства Республики Арцах? Если сформулировать одним словом, то ясность. То есть, должно быть понятно, как принимается то или иное решение, кто за него несет ответственность, кто является исполнителем, и если решение принято, то не должно приниматься другое решение, на полпути. Это основа устоев любого государства, особенно находящегося в такой тяжелой ситуации.
Читайте также
В этом смысле, чего могут ожидать арцахцы от нас — армян, живущих в Республике Армения и мире? Возможно, это не столь непопулярное мнение, но мне кажется, что мы должны сделать все, чтобы повысить авторитет и легитимность руководителей госструктур Арцаха. Кто бы ни стал следующим президентом, он должен восприниматься в Армении и мире как избранный нами лидер. Конечно, так и тянет сказать резкие слова в адрес арцахских государственных деятелей, но я, например, не отказываясь от сдержанной критики, был бы в этом вопросе тактичен.
И в завершение, у меня есть предложение, которое многим тоже не понравится: не надо так легко бросать друг другу в лицо слово «предатель».
Арам АБРАМЯН