Собеседником «Аравот» является главный редактор тбилисского агентства Black Sea Press, политолог Гела Васадзе.
— Господин Васадзе, что Вы можете сказать насчет ситуации в Нагорном Карабахе: гуманитарная катастрофа, сложная военно-политическая ситуация. Не думайте ли вы, что Азербайджан не откроет Лачинский коридор, не будет выполнять решение Гаагского суда пока на него не окажут давление санкциями?
— Давайте будем реалистами, сегодняшний день нет таких стран, которые могли бы оказать давление и тем более ввести какие-то санкции против Азербайджана по теме Карабаха. До тех пор, пока Азербайджан действует в пределах своих международно признанных границ шансы на то, что против него могут быть введены какие-то санкции мизерны. Но даже если теоретически допустить, что кто-то введет против Азербайджана какие-то санкции, трудно предположить, что они как-то повлияют на планы Баку по установлению своего суверенитета на всю территорию Карабаха. Разговоры о санкциях против Азербайджана больше для сми и заявлений о глубокой озабоченности. Не более того.
— Ситуация в Нагорном Карабахе, Карабахский вопрос как-то влияют на Грузию? Или как Грузия может повлиять на ситуацию Нагорном Карабахе?
Читайте также
— На Грузию влияет продолжающаяся война между Арменией и Азербайджаном. То, что сейчас нет горячей стадии войны, совсем не значит, что война не продолжается на других фронтах — дипломатическом, информационном и так далее. А повлиять на ситуацию Грузия точно не может.
— Как, на Ваш взгляд, повлияют российско-турецкие отношения на безопасность Южного Кавказа?
— Российско-турецкие отношения являются определяющими на данный момент в регионе. Так как эти две страны единственные, кто присутствует на земле. Сюда можно было бы добавить и Иран, но Иран пока только обозначает попытки входа в регион. Понятно, что по мере ослабления России, а этот процесс неизбежен и уже идет, Турция будет стараться занять геополитические пустоты в регионе. Как это будет происходить, путем договоренностей или путем конфронтации? Думаю, здесь будет и то, и другое, но учитывая то обстоятельство, что интересы России и Турции пересекаются далеко не только в нашем регионе, стороны будут стараться договориться.
— Вдоль армяно-азербайджанской границы и линии соприкосновения в Нагорном Карабахе наблюдаются скопления азербайджанских войск. Азербайджанские интернет-пользователи уже несколько дней распространяют кадры активного передвижения азербайджанской военной техники а также военной мобилизации. Готовится ли Баку к новой войне или демонстрирует мускулы?
— Опасность новой эскалации действительно достаточно велика. Но надо помнить, что войну не зря называют последним доводом королей, из всех вариантов это действительно последний и далеко не самый лучший. Поэтому пока есть варианты договориться вряд ли начнутся активные боевые действия уровня 2020 года. Другое дело, что мы не знаем внутреннюю кухню и договоренности, ведь в этом конфликте принимают участие не только Армения и Азербайджан.
— На Ваш взгляд изменилась ли политика России в отношении Армении? О чем свидетельствуют последние события, в частности, похищение армян азербайджанцами из Лачинского коридора в присутствии российских миротворцев?
— Политика России по отношению к Армении изменилась по вполне объективным обстоятельствам, и это обстоятельство — война в Украине. У России все меньше и меньше ресурсов оставаться решающей силой в регионе и Москве приходится все чаще учитывать интересы других игроков. Это объективная реальность.
— Каким вы видите будущее Южного Кавказа?
— У Южного Кавказа несомненно великое прошлое и великое будущее. Проблема в том, какое у нас настоящее. И тут всё кисло.
Татев АРУТЮНЯН
Газета «Аравот»
14.09.2023
П.С. Интервью состоялось до широкомасштабного наступления Азербайджана на Республику Арцах