Какие имеются разногласия между Москвой, Баку и Анкарой?
Какой вопрос еще остается, по которому пока еще ожидается согласие Армении?
Турцию не устраивает ее участие и влияние в решении проблем нашего региона в тесном сотрудничестве с Россией. Эрдоган стремится к большему, он уже сам проявляет инициативу. И это в каком-то смысле естественно. Конечная цель Анкары – занять место России.
В начале прошлой недели, напомним, состоялся телефонный разговор премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана: в правительстве Армении сообщили, что они обсудили армяно-турецкие отношения, региональные вопросы: «В ходе беседы лидеры двух стран подчеркнули, что долгосрочный мир и достижение стабильности будут способствовать развитию и процветанию всех стран региона. Стороны отметили, что продолжат дипломатические усилия в этом направлении», — говорилось в сообщении правительства.
Читайте также
За день до этого телефонного разговора Эрдоган публично заявил, что собирается провести переговоры с Пашиняном, добавив. «У нас нет другого выбора, кроме как установить мир в регионе. Шаги, предпринятые там, особенно в Карабахе, неправильны, с этим нельзя мириться, не потерпят этого и страны-члены ЕС. На переговорах, которые состоятся завтра, мы скажем господину Пашиняну, что принять такие выборы абсолютно невозможно. Друзья, западные страны и другие страны, с которыми мы до сих пор встречались, не признают эти выборы. Это не тот выборы, который можно признать», — сказал он. Прошло несколько дней, и выяснилось, что официальная Анкара предлагает организовать четырехстороннюю встречу с Путиным, Алиевым и Пашиняном по карабахскому вопросу… Перед отъездом в Нью-Йорк, во время брифинга в Стамбуле, Эрдоган заявил, что Анкара предлагает провести такую встречу. То есть, я, Путин, Ильхам Алиев и Пашинян. Я сказал: давайте встретимся и вместе обсудим, какие шаги следует предпринять. На данный момент мы не получили ни отрицательных, ни положительных ответов на это предложение», — сказал Эрдоган. По его словам, цель инициативы четырехсторонней встречи заключается в том, чтобы переговоры провели лидеры стран, имеющих отношение к данному вопросу, а не «стороны, не имеющие отношение к карабахской тематике». Помимо Москвы, в армяно-азербайджанских переговорах в качестве посредника вовлечены Вашингтон и Брюссель, против которых сегодня борются Москва, Анкара и Баку. Алиев после развязанной им в 2020 году войны слышит критику исключительно со стороны Запада. У Москвы, что называется, свои счеты с Западом, более того, факт вовлечения Запада в процесс урегулирования армяно-азербайджанских проблем российская сторона воспринимает весьма болезненно.
Получается, что Москва, Баку и Анкара действуют против Запада, откуда делаются заявления касательно защиты территориальной целостности Армении, а также направляются ясные сигналы в Баку относительно открытия Лачинского коридора. И вот, одна из сторон — Анкара, недовольная этой ситуацией, выступает с «новой» инициативой, о цели которой нетрудно догадаться: «Я еще раз обсужу этот вопрос с Алиевым. Мы будем работать над конкретизацией и будем внимательно следить за развитием событий», — сказал президент Турции, а затем обсудил этот вопрос с Алиевым. Понятно, что Эрдоган и Алиев договорились, разногласий у них нет. Москва продолжит играть, но согласие на турецкое предложение будет означать, что Россия принимает снижение своего влияния после подписания трехстороннего документа 9 ноября и размещения российской миротворческой миссии в Арцахе. А какова позиция Пашиняна? Согласится ли он оставить Запад вне процесса армяно-азербайджанского урегулирования? И не следует забывать об отношении Ирана к «предложению» Эрдогана. Через несколько дней после «предложения» Эрдогана в Баку выразили надежду, что мирный договор будет подписан к концу года.
На какие компромиссы готов Баку в диалоге с Ереваном? Из интервью помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева российскому агентству ТАСС видно, что азербайджанская сторона не собирается идти ни на какие уступки. Мы не будем обсуждать ни с Арменией, ни с какой-либо третьей страной вопросы, ставящие под сомнение территориальную целостность и суверенитет Азербайджана. Попытки вмешательства во внутренние дела нашего государства, в том числе и посредством педалирования темы создания неких «международных механизмов» для диалога между центральной властью Азербайджана и этническим армянским меньшинством в Карабахе, обречены на провал. Карабах — это внутренний вопрос Азербайджана, и любые попытки оспорить это контрпродуктивны с точки зрения перспективы достижения устойчивого мира в регионе», — сказал Гаджиев. В то время как официальный Ереван, помимо гарантий защиты прав арцахцев, также предлагает Азербайджану вывести свои вооруженные силы с суверенной территории Армении, осуществить зеркальный вывод войск с межгосударственной границы, Гаджиев озвучил очередные обвинения как в адрес Армении, так и в адрес Арцаха. Он заявил, что шаги Армении, например, выделение Арцаху денег из госбюджета, поздравительное послание премьер-министра Пашиняна по случаю принятия Декларации независимости Нагорного Карабаха, присутствие армянских вооруженных сил в Карабахе, что Ереван неоднократно отрицал, серьезно повредили мирному процессу.
Высокопоставленный азербайджанский чиновник также раскритиковал выборы президента Нагорного Карабаха, заявив, что это было «грубым нарушением азербайджанского законодательства и международного права». «Мы призываем руководство Армении не препятствовать Азербайджану в реинтеграции этнических армян, проживающих в экономической зоне Карабаха, и не пытаться подорвать суверенитет нашей страны. Они наши граждане, и их права и обязанности будут обеспечены конституцией Азербайджана. Важно, чтобы Армения отказалась от политики финансирования и разжигания сепаратизма в нашей стране», — сказал помощник Алиева. Несмотря на ряд обвинений, Гаджиев выразил надежду что армяно-азербайджанский мирный договор будет подписан до конца года. Недавно Ереван и Баку обменялись пятым проектом договора.
Отметим, что официальный Ереван также заявляет, что разногласия сторон сохраняются. «Есть процесс, есть обсуждение, конечно, никаких очных переговоров за этот период, после июня, не было. К сожалению, вынужден констатировать, что есть важные вопросы, где позиции сторон пока еще достаточно далеки друг от друга», — заявил на днях в Национальном Собрании министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Кстати, Гаджиев в очередной раз заявил, что открытие «Зангезурского коридора» между Азербайджаном и Нахичеваном является одним из положений трехстороннего заявления от 9 ноября и что оно «в первую очередь выгодно Армении». Однако он также добавил, что если «Армения под разными предлогами отказывается и хочет остаться в изоляции», то Баку не намерен ждать и уже активно работает с другими странами региона над альтернативными проектами.
Что именно Эрдоган хочет обсудить в четырехстороннем формате? Как получилось, что Турция уже чувствует себя настолько раскованно, что выступает «посредником» в армяно-азербайджанских отношениях? В чем разница между Москвой, Баку и Анкарой? Какие «позитивные» новости могут появиться для официального Еревана в этом «новом» четырехстороннем формате? Официальный Баку публично представил свою позицию по всем вопросам, поэтому по какому вопросу есть ожидания от Армении? Ответ очевиден. Поэтому, прежде чем принимать решения, официальный Ереван должен иметь ответ на эти вопросы и не идти на какие-либо уступки против суверенитета РА.
17 сентября Пашинян прокомментировал предложение Эрдогана провести четырехстороннюю встречу. Примечательно, что он отметил, что обсуждаются различные предложения о встречах. «Предложения и идеи есть. Я не хочу выделять одно из них. Вопрос в том, что это не единственная мысль, чтобы ее прокомментировать».
Интересно, кроме упомянутого Эрдоганом предложения, какие еще варианты предлагались Армении?
Обобщение темы — в завтрашнем номере.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
газета «Аравот»
19.09.2023