JAMnews. Нагорный Карабах отошел Азербайджану и, похоже, уже безвозвратно. И в контексте этого многие эксперты проводят параллели с другими спорными образованиями на постсоветском пространстве. В частности, с Абхазией, у которой свой неразрешенный конфликт с Грузией. Не буду оригинален, если скажу, что схожесть этих двух конфликтов весьма условная.
Начнем с того, что, в отличие от непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, с которой даже Армения не легализовала свои отношения, Абхазия – республика, частично признанная. И важно, что ее независимость в 2008 году, после войны в Южной Осетии первой признала Россия, ставшая гарантом безопасности как Южной Осетии, так и Абхазии. Так что в случае возобновления вооруженной фазы конфликта с Грузией расквартированные в Абхазии российские войска автоматически становятся на защиту республики вместе с абхазскими вооруженными силами.
В ситуации же вокруг Нагорного Карабаха возможность и мотивация Москвы вовлечься в армяно-азербайджанский конфликт на стороне Еревана была близка к нулю по многим причинам.
Несмотря на союзнические отношения с Арменией, Россия, так же, как и Ереван, не признавала независимость Нагорно-Карабахской Республики. И, соответственно, военную поддержку Армении на этой территории Москва исключила для себя еще три года назад во время второй карабахской войны.
Читайте также
Это сейчас из-за войны с Украиной каждый батальон на счету, а в 2020-м таких проблем не было. И Кремль тогда, конечно, мог иначе, более широко, интерпретировать для мировой общественности параметры своих союзнических отношений с Арменией. Но не стал этого делать. Поскольку задача Москвы в данном конфликте уже давно сформирована – быть, так сказать, «над схваткой» и тем самым контролировать регион.
Кроме того, с Азербайджаном у России тоже союзнические отношения.
К тому же за спиной Баку стоит мощная региональная держава, Турция, с которой тоже нет особого резона ссориться.
И, наконец, существует эмоциональный фактор. Армению и в 2020-м, и сейчас возглавляет Никол Пашинян, к которому Кремль никаких симпатий не испытывает. Возможно, случись война, когда Армению возглавляли друзья российского президента Роберт Кочарян или Серж Саргсян, то действия Москвы были бы совершенно иными. Но с Пашиняном как-то совсем не сложилось.
Так что с учетом всех этих обстоятельств дальнейшая судьба Нагорного Карабаха была достаточно предсказуема.
Статья полностью
Инал Хашиг