«Тем не менее, Азербайджан пытается сделать так, чтобы мир не наступил»,- в интервью Общественному телевидению заявил Никол Пашинян, пытаясь разъяснить, почему президент Азербайджана не поехал в Гранаду и не подписал совместное заявление. Он считает, что есть ряд тем, которые Азербайджан может и возможно попытается использовать для дальнейшей эскалации.
Касаясь поднятого Азербайджаном вопроса о 8 селах, Никол Пашинян заявил, что армянская сторона имеет оккупированные Азербайджаном территории в селах Беркабер, Вазашен, Паравакар, Айгеовит Тавушского марза и других территориях. По его словам, Армения предложила решение вопроса в 2021 году, предложив на основе карты провести зеркальный отвод войска от границы. За весь период существования СССР оценка территории РА одинакова: 29 800 квадратных километров, поэтому вне зависимости от того, карта какого года будет взята за основу, изменений в площади не произойдет, вопрос может быть касательно конкретных территорий, которые закреплены или не закреплены за РА. По мнению Пашиняна, требование РА на более чем 29,8 тыс. квадратных километров территории может стать поводом для дальнейшей военной эскалации. А границы должны определяться в рамках, определенных Алма-Атинской декларацией.
«86,6 тысяч квадратных километров Азербайджана и 29,8 тысячи квадратных километров Армении – это цифры-близнецы. То есть, чтобы признать 29 800, нужно признать 86 600 и наоборот. Когда мы говорим, что Армения имеет площадь в 29 тысяч 800 квадратных километров, некоторые наши оппозиционеры говорят: нет, у нее не такая площадь. Их оптимистическое предположение или патриотический порыв заключается в том, что площадь Армении составляет более 29 800 квадратных километров. Но наши оппоненты также говорят: нет, Армения – это не 29,8 тысяч квадратных километров. Они, в свою очередь, считают, что это, возможно, 5 тысяч квадратных километров. Наши оппоненты используют подходы нашей оппозиции, чтобы оправдать себя – видите, у вас тоже говорят, что Армения – это не 29,800 квадратных километров. А то, что наши оппозиционеры заявляют, что Армении имеет территорию более 29,8 тысяч километров, то они рассматривают это как действия реваншистских сил, агрессивность со стороны Армении и этим оправдывают свою агрессивную политику по отношению к Армении», — сказал Никол Пашинян.
Позже, вновь коснувшись темы анклавов, Никол Пашинян заявил: «Обсуждение темы анклавов неизбежно по простой причине: в 29,8 тысяч квадратных километров входит и Арцвашен. Ни одна власть Армении не имеет права ставить крест на этой суверенной территории Армении. Но здесь есть важная тонкость. Тот, кто говорит об анклавах, должен положить карту на стол. Когда карта будет лежать на столе, не может карта существовать только на одной точке. Когда будет поднят вопрос об анклавах, возникнет много вопросов: есть вопрос о демаркации границ анклавов, есть вопрос о доступе, есть вопрос о сервитуте, есть вопрос об охране границ, есть вопрос о наличии или отсутствии вооруженных сил в этих районах. Анклав означает, что тебе придется пересекать чужую территорию. Как именно ты будешь проходить через чужую территорию, каковы юридические нюансы этого вопроса? Есть несколько вариантов решения этих проблем. Первый: мы решаем все эти вопросы, и проблема разрешается на фоне мира. Второй вариант – мы видим, что он настолько сложен, что достигается договоренность о том, что анклавы по ту сторону границы остаются в пределах территорий страны, которая их окружает. Но и это тоже должно быть предметом договора, дальнейшей ратификации. Наша задача сегодня – не допустить, чтобы какой-либо вопрос стал оправданием для дальнейшей эскалации на том основании, что Армения отказывается обсуждать, избегает обсуждений и принятия решений. Чтобы избежать эскалации, мы не должны думать о том, чтобы затягивать вопросы, запутывать, делать их неясными. Нам действительно нужно найти решения, и эти решения должны быть разумными и прозрачными, чтобы исключить консприрологию».
Читайте также
Подготовила Нелли ГРИГОРЯН