«Интернетом я пользовался как загаженным станционным сортиром — быстро и брезгливо, по необходимости, почти не разглядывая роспись на стенах кабинки», — пишет главный герой романа Виктора Пелевина «Любовь к трем цукербринам». Если говорить об интернете в целом, то, полагаю, подобное нелестное сравнение неуместно. Но в случае с социальными сетями (в нашем случае — с армянским фейсбуковским сегменотом ) слова этого героя близки к реальности.
Большинство людей заходят в соцсети, чтобы посмотреть, кто кого оскорбил и какой последовал ответ. Самые активные («активисты», «готовые броситься в бой») сами пишут оскорбления, а затем каждые 5 минут заходят, чтобы проверить, кто «лайкнул» пост, кто остался недоволен, и это создает почву для дальнейшей «борьбы».
Проблема в том, что подавляющее большинство людей (по оценкам некоторых психологов, около 85 процентов, но цифра от страны к стране варьируется) находится на «инфантильной» стадии духовного развития. Это означает, в частности, что а/ они руководствуются общественными (групповыми) стереотипами и, следовательно, должны всегда находиться в контакте со своими недоброжелателями или критиками, б/ им в голову можно вложить любую идею, которая в дальнейшем «программирует» их мышление и поведение.
При этом, с течением времени эти представления могут быть диаметрально разными. Простой пример: 20 лет назад большинство в Армении было убеждено, что «без русских мы пропали», но теперь они уверены, что мы пропадем «если русские отсюда не уйдут». Это, так сказать, маленькие нарративы. Но в мозг «инфантильных» людей можно вбить разные идеологии, сектантские учения или просто предрассудки.
Читайте также
«Перевоспитывать» эти 85 процентов не имеет смысла. Имеет смысл отправлять правильные месседжи. И это должны делать те, кто находится на более высокой ступени, чем уровень подобного «инфантилизма» (в наш век – соцсетевой реальности). К сожалению, нынешняя политическая элита Армении пока не поднялась на эту новую ступень.
…Продолжая сравнение с загаженным сортиром. Лет 10-15 назад, путешествуя по Армении, нам приходилось пользоваться такими туалетами, которые обычно представляли собой небольшие деревянные кабинки возле заправок. Сейчас на основных трассах построены «фудкорты», где рестораны, магазины и туалеты находятся во вполне приемлемом состоянии. Естественно, не исключаю, что найдутся люди, которым нравятся деревянные кабинки и роспись на их стенах. Это уже выбор этих людей.
Арам АБРАМЯН