JAMnews. Политическая эпопея последних недель вокруг процедуры импичмента президенту Грузии Саломе Зурабишвили подошла к концу.
Как и ожидалось, оппозиция не поддержала импичмент президенту. 86 «за», один «против» – таковы результаты голосования.
1 сентября правящая партия «Грузинская мечта» выступила с инициативой объявления импичмента Зурабишвили и инициировала соответствующие процедуры. Поводом для импичмента назвали то, что президент грубо нарушила конституцию, когда совершила несколько визитов в европейские страны без согласия правительства. Визиты президента на самом деле не были санкционированы правительством. Зурабишвили ответила, что выезжала за границу на собственные средства и лоббировала там предоставление Грузии статуса страны-кандидата в Евросоюз.
Прежде чем вопрос об импичменте мог быть поставлен на голосование в парламенте, Конституционный суд должен был определить, нарушала ли президент конституцию. Суд решил, что нарушала.
Читайте также
Весь этот процесс сопровождался резкими заявлениями правящей команды в адрес президента, а также некоторыми шагами Саломе Зурабишвили, что означало ее открытую конфронтацию с правительством. Например, за день до голосования по импичменту в парламенте президент наложила вето на так называемый закон о палатках, а также лишила грузинского гражданства бывшего генпрокурора Грузии Отара Парцхаладзе, находящегося под санкциями США, который, как полагают, входит в ближайшее окружение Иванишвили.
Да, импичмента не случилось, но Саломе Зурабишвили в будущем будет сложно ездить с зарубежными визитами. Председатель «Грузинской мечты» Иракли Кобахидзе уже пригрозил, что если президент продолжит совершать поездки без разрешения правительства, против нее будет возбуждено уголовное дело сразу после окончания ее президентского срока.
События вокруг импичмента Саломе Зурабишвили в стране оценили по-разному. Некоторые назвали этот процесс цирком и шоу, говоря, что Зурабишвили, ставшая президентом по желанию и с помощью теневого правителя страны Бидзины Иванишвили, играла в игру, затеянную олигархом. Другие увидели в противостоянии Иванишвили и Зурабишвили российский фактор и личную месть.
JAMnews спросил политических обозревателей, что это был за процесс и какие результаты он принес участникам и политическому процессу в целом.
Месть Иванишвили
Гия Нодия, политолог:
Все это, на мой взгляд, не очень серьезно продумано и в каком-то смысле выглядит как каприз Иванишвили, который гневается на Зурабишвили. Никакой глубокой политической мысли я не увидел.
Основная проблема в том, что Зурабишвили не подчиняется Иванишвили. Иванишвили считает (и он также считал в отношении Маргвелашвили [экс-президента Грузии]), что, если он назначает кого-то президентом, а выдвижение кандидатуры и ее поддержка основаны именно на решении Иванишвили, то президент должен подчиняться. А если не подчиняется, то это уже враг.
Поводом стали визиты в Европу. Возможно, Кобахидзе или какой-то юрист сказал Иванишвили, что действия президента противоречат конституции. Иванишвили обрадовался и сказал, мол, давайте теперь ее накажем.
Понятно, что власти заранее знали, что не смогут довести импичмент до конца в парламенте, но Конституционный суд решил, что президент нарушила конституцию, и они решили, что президент таким образом наказана. Я больше ничего не вижу.
Что касается противостояния Зурабишвили и Иванишвили, то это не только помилование Ники Гварамия [экс-директора бывшего оппозиционным телеканала «Рустави-2»]. Выезжая за границу, президент, кажется, критиковала «Грузинскую мечту». Иванишвили это не понравилось и он посчитал это предательством. Она также критикует «Грузинскую мечту» и в публичных выступлениях. Не лично Иванишвили, но какое это имеет значение? Она явно действует на свой страх и риск, но она не должна была этого делать.
Статья полностью