“Государственным бюджетом на 2024 г. Министерству иностранных дел (МИД) намечается выделить около 16 млрд 617 млн драмов, что на 504 млн больше, чем в текущем году. Средства будут направлены на реализацию 5 проектов”, — отметил министр финансов Ваге Ованнисян на совместном заседании 3 ноября постоянных комиссий НС по внешним связям и по финансово-кредитным и бюджетным вопросам.
Комиссии обсудили бюджетные программы и ассигнования МИД, а также вопрос выплат РА международным организациям.
Председатель Постоянной комиссии НС по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Г.Папоян поинтересовался у министра финансов предварительной бюджетной заявкой МИД.
В ответ отмечено, что первоначальная заявка внешнеполитического ведомства была почти на 1 млрд больше, но в результате совместных обсуждений и расчетов пришли к выделению 16 млрд 617 млн драмов.
Читайте также
Глава МИД Арарат Мирзоян прежде всего коснулся внешней политики РА и отношений с региональными и другими странами.
Касаясь отношений Армения — Турция, АраратМирзоян выразил оптимизм и заявил, что в ближайшее время могут появиться хорошие новости в плане открытия сухопутной армяно-турецкой границы для владельцев дипломатических паспортов и граждан третьих стран.
Он заверил, что Армения заинтересована в урегулированных отношениях хотя бы со своими четырьмя соседями.
В этом году Армения и Турция достигли соглашения об открытии сухопутной границы для граждан третьих стран и владельцев дипломатических паспортов до начала туристического сезона, т.е. до лета.
А.Мирзоян подробно остановился на этнических чистках в Нагорном Карабахе со стороны Азербайджана и депортации населения НК.
Отметив, что в настоящее время в Армении насчитывается более 100 тысяч беженцев, министр заявил, что обеспечение долгосрочного решения их нужд также ложится на плечи МИД, становится целями и задачами ведомства.
Отмечено, что с этой целью прилагаются усилия по задействованию международных механизмов.
«Могу с уверенностью сказать, что в мире нет такого правительства, которое могло бы без проблем принять более 100 беженцев за 3-4 дня, и это не вызовет никаких потрясений, начиная от внутриполитической жизни, заканчивая экономической и социальной системами», — подчеркнул руководитель МИД.
Он отметил, что многие международные партнеры были положительно удивлены реакцией и организованностью Армении, поскольку не было создано даже палаточных городков.
Переходя к вопросам внешней политики, министр иностранных дел отметил: “Депортация вызывает большие осложнения для основной политической повестки – обеспечения стабильной обстановки безопасности вокруг РА, т.е. повестки мира и формирования как минимум мирных, стабильных, а в лучшем случае – тесных кооперативных или дружественных отношений с четырьмя соседями РА”.
Касаясь урегулирования армяно-азербайджанских отношений, министр отметил, что они надеялись, что в Гранаде будет сделан большой шаг к достижению мира. «К сожалению, президент Азербайджана не посчитал необходимым, удобным или целесообразным участвовать в этой встрече. Тем не менее по итогам четырехсторонней встречи в Гранаде, наконец, был выработан документ, во многом отражающий основы долгосрочного, стабильного и достойного мира. Ориентир для этого мирного договора. Именно содержащимися в этом документе принципами мы руководствуемся, говоря о мире.
Знаете, что это уже шестой раунд обмена комментариями, изменениями или встречами, переговорами. Это всегда были наши ориентиры. Первый – взаимное признание территориальной целостности двух стран. Мы хотим придать здесь конкретику, и именно для этого упоминаются энциклопедические поверхности территорий двух стран», — отметил А.Мирзоян.
Второй принцип заключается в том, что между Арменией и Азербайджаном должен пройти процесс демаркации. “Говорится, что этот процесс должен происходить на основе новейших законных, легитимных карт советского периода. Это группа карт 1974-1988 годов, по большому счету опирающихся на границы к моменту распада СССР. По моему впечатлению, так же воспринимается процесс демаркации и Азербайджаном.
Третий принцип – разблокировка региона. Армения не только не против, но и заинтересована, РА считает себя одним из главных бенефициаров в процессе разблокирования транспортной, экономической инфраструктур региона. Все инфраструктуры должны продолжать действовать под суверенитетом и юрисдикцией стран, через которые они проходят. Инфраструктуры должны быть разблокированы на основе принципа взаимности и равенства”, — заявил А.Мирзоян.
По его словам, в 2024 г. становление “Перекрестка мира” должно стать одним из политических приоритетов МИД.
По словам министра, в армяно-российских отношениях есть определенные проблемы: “Мы многим не удовлетворены, многому удивляемся”.
Он отметил, что РФ имеет такое же отношение к РА. «Мы убеждены, что удивление российских партнеров является следствием той политики, которую мы видели в различных медиа и других местах. У нас здесь нет иной позиции, кроме как конструктивно обсудить проблемы, понять, сгладить их и дружественно продвигаться вперед в этом направлении. Это наша позиция», — подчеркнул глава МИД, выразив надежду, что все это удастся.
А.Мирзоян также заметил, что здесь все зависит не только от одной стороны.
Министр иностранных дел коснулся также отношений с Индией и Китаем, отметив, что развитие отношений с Индией публично, а с Китаем Армения заинтересована в развитии прямых, непосредственных партнерских отношений.
«Мы продолжим многоотраслевое сотрудничество с нашими друзьями, например, с Францией. Взаимные визиты высокопоставленных чиновников происходят постоянно, разговор идет и будет продолжаться. Мы продолжим углублять наши отношения с ЕС. Хочу подчеркнуть роль наблюдательной миссии ЕС в пограничной стабильности и безопасности Армении. Мы открываем новые платформы, новые направления сотрудничества с ЕС. Например, диалог по вопросам политики и безопасности. Есть обязанности и обязательства, взятые ранее в рамках соглашения CEPA , которые должны быть выполнены как нами, так и ЕС», — отметил А.Мирзоян.
Министр отметил начало диалога по визовой либерализации: «Есть знаковые инициативы, помните заявления о 2,6 млрд евро и т.д.?»
Глава внешнеполитического ведомства также подчеркнул важность развития отношений с США.
Отмечено, что недавно Республика Корея сообщила о намерении открыть в Ереване постоянное посольство в первой половине следующего года. Армения также желает открытия постоянного дипломатического представительства в Сеуле. У нас также будет дипломатическое представительство в Люксембурге.
Затем министр коснулся бюджетных программ возглавляемой им структуры и отметил, что МИД разрабатывает и реализует внешнюю политику страны на основе программы Правительства РА в рамках возложенных на него полномочий, а также организует и руководит дипломатической службой в иностранных государствах и международных структурах.
Отмечалось, что целью программы “Подготовка и переподготовка специалистов в области международных отношений и дипломатии” является повышение эффективности дипломатической и государственной службы, пополнение дипломатической службы новыми и квалифицированными специалистами. На реализацию проекта намечается ассигновать 314 млн драмов.
Министр особо выделил программу “Разработка и реализация политики правительства в сфере иностранных дел”, на реализацию которой будет выделено 2 млрд 733 млн драмов.
На программу “Сотрудничество с международными организациями” будет выделено 1 млрд 744 млн драмов. Отмечено, что Армения является членом 110 международных организаций, в том числе специализированных органов, программ и конвенций.
На программу «Организация и осуществление деятельности органов дипломатической службы РА в иностранных государствах» выделено 11 млрд 639 млн драмов.
На программу “Осуществление протокольных мероприятий в Республике Армения и в иностранных государствах” ассигнуется 187 млн драмов.
Глава МИД РА ответил на вопросы депутатов.
На вопрос депутата фракции “Армения” К.Варданян об оружии, закупаемом РА, министр заявил: «Армения способна приобрести несравненно больше вооружений и из несравненно большего числа стран, чем Ваша политическая партия осмелилась бы или мечтала совершать такие сделки при посещениях различных стран и подобных просьбах», добавив, что существуют логистические проблемы. “Мы могли бы сделать гораздо больше и привезти гораздо больше оружия, если бы не было логистических проблем. Речь об оборонительном оружии, у нас нет никаких наступательных целей, суверенное право каждой страны приобретать оборонительные виды вооружений”.
МИД РА