Собеседник «Аравот» — тюрколог Рубен Сафрастян.
— Господин Сафрастян, представители властей Армении недавно заявили, что Турция и Азербайджан якобы больше не требуют от Армении «Зангезурского коридора». Так ли это на самом деле, неужели подобных разговоров больше нет в заявлениях турецких и азербайджанских чиновников?
— Я думаю, что на самом деле это даже не выходило с их повестки дня. Буквально недавно Эрдоган сделал такое заявление на сессии Организации тюркских стран. Если посмотреть на это со стратегической точки зрения, я думаю, что так называемый «Зангезурский коридор» имеет стратегическое значение для Турции. Причем это значение заключается не только в прямой связи с Азербайджаном, но и в кратчайшем пути сообщения с тюркскими странами. Так что эта программа имеет стратегическое значение для Турции, как и для Азербайджана.
— Всегда есть угроза применения силы, но возможна ли попытка силой открыть этот коридор?
Читайте также
— Да, вы очень правильно заметили, угроза применения силы существует, и не исключено, что она может усилиться. Здесь есть проблема, которую мы должны осознать. Это связано с тем, что часть железной дороги, соединяющая Игдыр с Нахичеванью, проходящая по территории Турции, не была построена. В Турции об этом говорят уже много лет, но строительство еще не началось. Недавно Турция подписала соглашение с Азербайджаном о совместной реализации этого строительства. Я думаю, что Турция пытается таким образом использовать средства Азербайджана. Этот проект довольно дорогой, достигает миллиардов и потребует времени. Поэтому я думаю, что на данном этапе Турция продолжит давление на Армению, используя в том числе и Азербайджан. На границе могут быть различные провокации. Поэтому на вопрос, прибегнут ли силе, я отвечу так: я думаю, что возможность есть, но она пока не реальна.
— Какие возможности есть у Армении, чтобы противостоять этим программам?
— Армения должна продолжать настаивать на том, что должен быть не коридор, а дорога, которая будет находиться под суверенитетом, юрисдикцией и 100-процентным контролем Армении.
— Представители властей РА недавно заявили, что испытывают осторожный оптимизм относительно армяно-турецких отношений. Например, они считают реалистичным, что в ближайшем будущем армяно-турецкая граница может быть открыта для третьих стран. Видите ли вы такую тенденцию, есть ли основания для оптимизма?
— Оптимизм, конечно, хорошая вещь в жизни, но реальность оставляет мало возможностей для оптимизма. Турция использует определенную тактику в переговорах с Арменией. И эта тактика заключается в следующем: используя фактор Азербайджана, оказать давление на Армению, чтобы получить от Армении то, что она хочет.
Если она что-то получит, она сделает маленький шаг. Потом, если она снова что-то получит, она снова сделает маленький шажок. Но главную проблему – открытие границы – она оставляет на будущее. Это тактика Турции, и я думаю, что они работали достаточно серьезно еще до начала переговоров. Была специальная группа, которая разработала эту тактику.
Сейчас тот этап, когда турки заявляют, что границу можно открыть для третьих стран. Они ждут каких-то уступок от Армении, это их цель. Они не откроют границу просто так, они попытаются получить взамен какую-то уступку и сделают очень маленький шаг.
Роза ОВАННИСЯН