JAMnews. Цыгане – самая маргинализированная и невидимая группа в общественной жизни Грузии. Они не учатся в высших учебных заведениях и никогда не занимают никаких должностей в частных или государственных учреждениях. Чаще всего цыган вы встретите на улицах. И это единственная этническая группа в Грузии, к которой на протяжении многих десятилетий и по сей день сохраняется сильная неприязнь.
Гадание, торговля разной мелочевкой, танцы, пение, попрощайничество, а с недавних пор еще и мытье стекол остановившихся на светофоре машин – в Грузии все это ассоциируетя именно с цыганами.
Официально в Грузии проживают 604 цыгана, однако эти цифры не соответствуют действительности. В организации Институт толерантности и разнообразия отмечают, что, по статистике неправительственных организаций, их численность гораздо выше и может достигать трех тысяч.
Цыгане в Грузии проживают, в основном в Тбилиси, Батуми, Кутаиси, Кобулети, Телави и Гардабани.
На протяжении веков цыгане вели кочевой образ жизни, который сформировал их традиции и стал частью их идентичности.
В Грузию цыгане пришли в 19 веке, и на данный момент в стране проживают несколько ответвлений цыган. После Второй мировой войны их численность увеличилось за счет того, что сюда переселились цыгане из Украины и России. Их потомки живут здесь и сегодня. Большинство из них имеют украинские и русские фамилии.
По информации Центра толерантности, цыгане, встречающиеся на улицах, относятся к ветви «Дом». Их язык, религия и культура иные, чем у других цыган. Зачастую остальные цыгане даже не воспринимают их как часть своего сообщества. В Грузию цыгане ветви также приезжают сезонно из Азербайджана.
В муниципалитете Гардабани есть несколько цыганских поселений. Мы посетили два из них – село Агтакля и так называемый «Ноев район».
В селе Агтакля много детей школьного возраста. Слышен шум и смех, дети играют во дворах.
Незнакомец здесь – большая редкость, и наше появление вызывает настороженный интерес.
24-летняя Анастасия Абдулаева – цыганка. Ей было 14 лет, когда она вышла замуж. Она рассказывает, что, хотя они с женихом любили друг друга, но он, по цыганскому обычаю, «похитила» ее.
В 16 лет у нее родился первый ребенок, а вскоре и второй. Сейчас Анастасия – мать четверых детей.
Стены одноэтажного дома, в котором живет семья Анастасии, покрыты трещинами:
«Каждую ночь мы спим в страхе. Наш дом находится рядом с железнодорожными путями, и каждый раз, когда мимо проезжает поезд, стены трясутся. Мы живем здесь с детьми, нам некуда идти».
Пока Анастасия разговаривает с нами, ее маленькая дочка Мария не отходит от нее. Но в какой-то момент девочка исчезает и возвращается в новой кофточке.
«Хочет выглядеть красиво на фотографиях», — смеется Анастасия.
Статья полностью