BBC Newshour Live побеседовала с соучредителем и президентом компании «Модерна», соучредителем гуманитарной инициативы «Аврора» Нубаром Афеяном, и заведующим отделом внешней политики аппарата президента Азербайджана Хикметом Гаджиевым. Афеян рассказал об армянских пленных, содержащихся в Азербайджане, в том числе о Рубене Варданяне.
Представляем часть интервью.
МакГоверн: Военное наступление Азербайджана в сентябре положило конец трем десятилетиям правления этнических армян в Нагорном Карабахе. Подавляющее большинство из 120 тысяч этнических армян были вынуждены бежать в Армению. Соседние страны десятилетиями воюют за спорную территорию, но теперь заявляют, что работают над нормализацией отношений. Они обменялись пленными, захваченными во время недавних военных столкновений в Нагорном Карабахе, но некоторые задержанные остаются под стражей по спорным причинам.
На прошлой неделе нобелевские лауреаты, лидеры бизнеса, бывшие главы государств и гуманитарных организаций подписали петицию (к призыву освободить армянских заключенных можно присоединиться по этой ссылке), призывающую к немедленному и безоговорочному освобождению армянских заключенных, в том числе восьми бывших высокопоставленных чиновников Правительства Нагорного Карабаха. Один из них — Рубен Варданян, армянский бизнесмен и бывший государственный министр Нагорного Карабаха, которого Азербайджан обвиняет в финансировании терроризма, создании незаконных вооруженных формирований и незаконном пересечении государственной границы Азербайджана. Я разговаривал с его близким другом, сооснователем компании «Модерна» Нубаром Афеяном, одним из подписавших петицию.
Читайте также
Нубар Афеян: Рубен, прежде всего, меценат: ранее он был бизнесменом в России. Он работал, мы работали вместе почти 23 года над рядом проектов социально-экономического развития Армении. Понимаете, на самом деле он считается символом армянского народа. Он один из самых выдающихся и известных людей в мире, имеющих армянское гражданство. Все это еще более обостряет душевное состояние армянской нации, которая, как известно, пережила геноцид столетие назад, когда турки сделали ровно то же самое.
МакГоверн — Господин Афеян, как вы отреагируете на обвинения, выдвинутые Азербайджаном в адрес Рубена Варданяна?
Нубар Афеян: Смотрите, я не знаю, имеют ли эти обвинения какую-либо фактическую основу, поэтому для того, чтобы ответить на них как на фактический вопрос, им необходимо представить неревизионистские доказательства. Например, одно из выдвинутых ими обвинений заключается в том, что Рубен Варданян въехал в Азербайджан нелегально. Когда Рубен и миллионы других людей вошли в анклав за последние 30 лет, это был независимый, автономный регион, юридически непризнанный, но, тем не менее, миллионы людей приезжали туда и уезжали оттуда.
МакГоверн — В частности, они также говорят о финансировании терроризма. Как вы ответите на это обвинение?
Нубар Афеян: Уверен, что это безосновательные обвинения.
МакГоверн — Вы верите, что это письмо действительно может изменить ситуацию?
Нубар Афеян: Это письмо – одно из многих-многих действий, которые предпринимаются для достижения справедливости. Некоторые из этих действий видимы, некоторые невидимы. Я считаю, что любой мир, основанный на несправедливости, является недолговечным. Поэтому я понимаю, что одного письма недостаточно, но с другой стороны, в письме подчеркивается количество людей, которым это небезразлично и они будут требовать справедливости. Макговерн из Азербайджана
МакГоверн побеседовал и с заведующим отделом внешней политики аппарата президента Азербайджана Хикметом Гаджиевым с просьбой отреагировать на заявление Нубара Афеяна о том, что Рубен Варданян был задержан несправедливо.
Гаджиев — Есть соответствующие юридические процессы и в рамках этих процессов проводится соответствующее расследование, и он должен предстать перед судом и правосудием. Это и есть юридический процесс.
МакГоверн – Итак, Афеян, как и сотни других сторонников, подписавших эту петицию, как нобелевские лауреаты, так и лидеры бизнеса, могут продолжать и продолжать утверждать, что нет никаких доказательств для содержания Варданяна под стражей. В противовес этому, вы говорите, что он должен предстать перед судом.
Гаджиев — Я могу привести сотню разных фактов и, мне жаль, что некоторые люди, которые находятся под влиянием армянской пропаганды, а за этими действиями стоят определенные люди, подписывают эту петицию, не зная фактов на местах.
МакГоверн — Конечно, точка зрения армян такова: нет никаких доказательств, чтобы его арестовывали таким образом. Они также заявляют, что армяне имеют права на Нагорный Карабах, и считают, что этнические чистки проводились, когда люди бежали от азербайджанского гнета. Что бы вы ответили на обвинения в этнических чистках?
Гаджиев – Реальность такова: претензии могут быть одними, а реальность – другой. Реальность такова, что Республика Армения, которая поддерживала так называемую Нагорно-Карабахскую Республику, которая была сепаратистским образованием, оккупировала суверенную территорию Азербайджана, и мы никак не проводили этнических чисток. Напротив, против миллионов азербайджанцев была проведена этническая чистка.
МакГоверн – То есть какая разница, если человека выселяют из его собственного дома, из его земли? Это можно считать этнической чисткой, которая, по вашему мнению, была проведена против азербайджанцев. Армяне говорят, что это произошло с ними.
Гаджиев – Нет, но я думаю, нам следует провести различие. Никаких силовых действий со стороны Азербайджана не было и никаких инцидентов нет.