2023 год, как и два предыдущих года, можно считать годами разочарований. Об одном из них на днях говорил Председатель НС Ален Симонян. После 44-дневной войны многие в Арцахе, да, думаю, и в Армении, были уверены, что Россия не допустит окончательного краха Арцаха. Но Россия, не долго думая, «допустила» сначала блокаду, а затем и полную деармянизацию. «Обоснование», что причиной действий России является изменение позиции Пашиняна по вопросу Нагорного Карабаха, является, мягко говоря, неубедительным.
Конечно, премьер-министр Армении допустил фатальную ошибку, до нуля «понизив наши статусные амбиции» (вероятно, по совету Шарля Мишеля), но какое отношение это имеет к миссии российских «миротворцев» — совершенно не ясно.
Очевидно, что после 9 ноября 2020 года подходы как России, так и Армении несколько раз менялись. Кстати, позиция того же Алена Симоняна также претерпела существенную трансформацию. Когда-то, например, он думал, что Агдам – наша родина, но сейчас, надо полагать, он так не считает.
Все это, конечно, разочаровывает, но я думаю, причина разочарования всех нас глубже, чем просто политическая неразбериха, в частности, что Алиев с помощью Эрдогана смог договориться с Путиным, который и дал зеленый свет для этнических чисток. Мы ожидали чего-то другого, потому что у нас неправильные представления об окружающем нас мире. Но главная проблема в том, что мы и сами себя плохо знаем. Речь идет о том, что еще 5 лет назад была уверенность, что лидер, во время правления которого падет Арцах, не сможет остаться на своем стуле и 5 минут, его сметет мощная волна народного гнева. Но оказалось, что никакого гнева не возникло, и этот руководитель не только продолжает править, но и произносит какие-то речи, даже заносится и угрожает противникам.
Читайте также
Следовательно, проблема Арцаха не входит в число приоритетов нашего народа, хотя 97 процентов говорят, что не видят Арцах частью Азербайджана. Только говорят. Теперь, если провести опрос «хотите ли вы, чтобы Армения была независимым государством», то не менее высокий процент даст положительный ответ. Но если завтра премьер-министр, скажем, подпишет документ, согласно которому Армения будет разделена между Турцией и Россией, более половины из этих 97 процентов сочтут это совершенно нормальным. А губернатор российской или турецкой части Армении Пашинян убедит их, что это было неизбежно и предопределено примерно с 1967 года. Сейчас эти предположения звучат фантастически. Потому что мы до сих пор не знаем кто же мы.
Арам АБРАМЯН