На современном этапе нагорно-карабахского конфликта было много прямых и опосредованных попыток урегулирования конфликта сначала в формате Нагорный Карабах-Азербайджан, позднее исключительно Армения-Азербайджан, из которых самой продолжительной, причем с наличием единственного фактического мандата на мирное урегулирование, являлся формат Минской группы ОБСЕ, представленный странами-сопредседателями Россией, Соединенными Штатами и Францией. Однако, дипломаты стран-сопредседателей, ограничиваясь дежурными визитами в регион, пограничными наблюдениями и формальными рекомендациями по урегулированию, по сути заморозили конфликт на три десятилетия и ввели в заблуждение армянский народ собственным игнорированием нарастающего военного дисбаланса региона, пока в сентябре 2020г․ Азербайджан, пренебрегши всеми подходами ОБСЕ и мировых сообществ о неприменении силы, решил конфликт военным путем, что завершилось событиями сентября 2023 г.
На все это мир отреагировал декларативными заявлениями и небольшой гуманитарной помощью, в качестве компенсации за геноцид.
ООН, призванная поддерживать мир и безопасность во всем мире, предотвращать и устранять угрозы миру, подавлять агрессию или другие действия, нарушающие мир, пренебрегла аргументами организации-предшественницы — Лиги Наций о том, что заявка Азербайджана на членство отклонена по причине территориальных проблем и нелегитимности оснований провозглашения Республики Азербайджан, и в условиях спорных границ и этнического конфликта одобрила заявку Азербайджана на членство в международной семье. Между тем, Лига Наций в свое время запротоколировала территориальные конфликты Азербайджана с соседними Грузией и Арменией, с последней из-за Карабаха, Зангезура и Нахичевана.
Таким образом, международное сообщество дало зеленый свет явным нарушениям со стороны Азербайджана принципов и целей ООН, прочих международных обязательств, невыполнению резолюций Совета Безопасности ООН касательно Нагорного Карабаха и юридически обязательных решений Международного Суда и Европейского суда по правам человека, за проведение этнических чисток в НК и других преступлений против человечности․
Азербайджан уже давно должен был подвергнуться международным экономическим и политическим санкциям за действия, совершенные против армянского населения НК и когда-либо проживавшего на территории Азербайджана. Вместо этого, комиссар ЕС по правам человека всего лишь подытоживает, что покинуть свои дома было единственно возможным логическим вариантом для народа НК в условиях отсутствия надежных гарантий безопасности и защиты с какой-либо стороны.
Совершенно неприемлемо, что НК стал разменной монетой в процессе втягивания Армении в геополитический хаос. Разве в различное время посетившие Степанакерт послы стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, официальные лица ЕС и других стран, встречавшиеся с президентом и парламентом Республики, которых избрал народ Арцаха, а также встречающиеся с членами правительства и гражданским обществом, возвращаясь в свои страны, остерегались произносить Степанакерт, вместо навязываемого теперь Ханкенди, либо Нагорно-Карабахская Республика вместо Карабаха? Народ Арцаха не является бесправным приемышем мира․ Он, как и другие народы, имеет права на реализацию своих естественных прав.
Читайте также
Полноценное бездействие проявляет Россия, как:
правопреемница Российской империи и СССР, политически ответственная за формирование в армяно-азербайджанских отношениях карабахской проблемы, а также за восстановление исторической справедливости;
постоянный член Совета Безопасности ООН и сопредседатель Минской группы ОБСЕ, а также посредник в урегулировании Нагорно-карабахского конфликта;
фактический посредник и участник Трехстороннего заявления от 9/10 ноября 2020 г., а также сторона, реализующая миротворческую миссию в НК, в соответствии с данной декларацией.
Используя карабахскую проблему и прикрываясь миротворческой деятельностью, Россия, фактически, обосновалась в НК, пригласив в Агдам своего турецкого союзника и назвав это «совместным мониторингом». С попустительства России, в 2020 г. Азербайджан установил контроль над территорией в ≈5000 кв. км., а после военных действий еще ≈4.400 кв. км (Лачин, Агдам, Кельбаджар) были переданы Азербайджану с расчетом получить взамен 5-километровый Лачинский коридор под контролем РФ. Однако позже дорога НК — Армения была преобразована сначала в Лачинский гуманитарный коридор, а затем в автомагистраль Степанакерт-Горис, находящуюся под юрисдикцией Азербайджана. За этим последовала установка КПП на этой единственной дороге, соединяющей Нагорный Карабах с Арменией и внешним миром, а вскоре после этого — блокирование Лачинского коридора, с последующей абсолютной блокадой НК, во время которой 120-ти тысячное население на протяжении девяти месяцев было обречено на голод, затем буквально за сутки военными и геноцидальными действиями было депортировано всё этническое население.
Сегодня Россия требует факты этнической чистки, подтвержденные авторитетной международной организацией. Между тем, геноцид происходил в присутствии авторитетной России, а требование фактов разоблачает девальвацию не менее авторитетного российского миротворчества, так как абсолютно пророссийское население НК после тяжелых реалий 2020 г. доверило свое дальнейшее существование на территории НК именно российской стороне.
Официальные представители РФ, однако, не принимают обвинения в бездействии. Они утверждают, что при ответственном и активном участии российских миротворцев был обеспечен безопасный вывод нагорно-карабахского населения с территории НК. То есть, российская миротворческая миссия, по сути, достигла своей цели: НК — без армянского населения. А присутствие российских миротворцев в НК после депортации армянского народа — не что иное, как легитимизация геноцида и разделение ответственности.
Ряд предшествующих историко-политических событий, произошедших в НК при ответственности России, приводим без комментариев.
1813 г. Согласно Гюлистанскому договору Персия признала Карабах, имевший в ее составе автономный статус, частью России.
После установления советского строя, принимая во внимание правовой и политический статус Карабаха, Россия признала его спорной территорией между Азербайджаном и Арменией и в 1920 г. разместила в Карабахе свои войска.
1921 г. За решение карабахского вопроса взялось Кавказское бюро ЦК Коммунистической (большевистской) партии России. Этот локальный партийный орган третьей страны, не имея полномочий решать подобные вопросы, тем более за пределами территории России, Карабах аннексирует к Азербайджану, а затем поручает Азербайджану определить границы автономной области. По логике этого решения, территория Карабахской автономии должна была составлять около 8․000 кв. км. Однако в 1923-24 гг. НКАО образовалось лишь на части Нагорного Карабаха, площадью около 5․000 кв. км. В последующие годы власти Советского Азербайджана последовательно отделили от НКАО еще 600 кв. м, оставив области всего 4․400 кв. км площади. Помимо прочего, автономная область, была искусственно изолирована от Советской Армении через «Лачинский коридор». Уже в 1924 г. была утверждена Конституция Нагорно-Карабахской Автономной Области, где, как в официальном документе, четко были указаны территория и населенные пункты области.
30 августа 1991 г. Верховный Совет Азербайджана принял Декларацию о восстановлении государственной независимости Азербайджана в качестве правопреемника Азербайджанской Демократической Республики, существовавшей в 1918-1920 гг. 2-го сентября 1991 г., а в соответствии с законом от 3-го апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, возникающих в связи с выходом Союзной Республики из состава СССР» в границах НКАО и прилегающего к нему Шаумяновского района, была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика. В ответ Азербайджан принял закон «Об упразднении Нагорно-Карабахской Автономной Области Азербайджанской Республики», согласно которому создание в 1923 г. автономии определяется как фактор, противоречащий национальным интересам азербайджанского народа. Однако указанное решение было признано Комитетом конституционного контроля СССР противоречащим Конституции СССР.
1991 г. Азербайджан развязал военные действия против самоопределения народа НК. Но в 1994 г. по просьбе и прямой гарантии России было подписано Соглашение о прекращении огня военным руководством НКР, Армении и Азербайджана до заключения большого политического соглашения. И это в том случае, когда Армия обороны НКР, на тот момент освободившая «территории вокруг бывшей Нагорно-Карабахской Республики» (как любит говорить российская сторона), продолжив свое победное наступление, смогла бы за короткое время принудить Азербайджан к капитуляции.
Выходит, что в исламской Персии Карабах имел не только автономный статус, но и переживал экономический и демографический рост, в отличие от периода правления христианской России.
Такое активное бездействие России привело к беспрецедентным человеческим (≈14 тыс. жертв с армянской стороны), гуманитарным (≈6 тыс. инвалидов с армянской стороны, ≈600 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев) и материальным потерям, препятствующих экономическому развитию сторон конфликта и устойчивому развитию региона.
Сейчас, с одной стороны, имеем население НК, вставшее на путь эмиграции, при этом с нескрываемым разочарованием в правах человека, демократии, международном сообществе, союзниках и миротворцах, с другой стороны — международное сообщество и ее заинтересованные члены, которые пытаются сохранить мнимую репутацию. Последние, спустя почти сто лет продолжающегося геноцида первых, открыли новый дискурс; обсуждение с азербайджанской стороной по поводу достойного возвращения и права армян НК.
Армения, конечно, должна избежать этой ловушки. Арцах — не инструмент, он – решающий фактор. Именно эту простую истину Армения должна всесторонне проанализировать и как можно скорей отозвать свою подпись, поставленную под Трехстороннем заявлением от 9/10 ноября 2020 г (и другими производными соглашениями). В противном случае, геополитические центры, забывая про пункты 1-8 того же документа и считая нагорно-карабахский вопрос закрытым, как мы уже наблюдаем, ссылаются только на пункт 9, требуя от Армении добровольных уступок суверенитета. Азербайджан параллельно говорит о строительстве новой дороги через Мегринскую область и передаче ее им в формате коридора, забывая, что вся региональная инфраструктура блокирована им и его союзником Турцией. Следовательно шаги по разблокированию региональной инфраструктуры должны предпринять Азербайджан и Турция, а не Армения.
То, что Республика Армения в свое время не признала Нагорно-Карабахскую Республику было неправильным подходом. Однако обвинять Армению в непризнании суверенитета Арцаха то же самое, что и обвинять армянский народ в доверии к Минской группе и странам-сопредседателям, международному сообществу и вере в международное право. А новейшая история независимой армянской государственности доказывает, что международное право работает, когда армия боеспособна. В противном случае, Республике Армения грозит судьба Арцаха …
Самвел БАБАЯН
6 февраль 2024 г.