JAMnews. Доступ к архивам, где хранится информация о советском периоде истории страны, становится все сложнее, говорят грузинские исследователи. По их мнению, правительство Грузии намеренно усложняет процесс исследования советского прошлого. В результате чего ощущается дефицит научных исследований на эту тему, зато свободно распространяется российская дезинформация.
«Лаборатория исследования советского прошлого» (Sovlab) является одним из исследовательских организаций такого толка в Грузии.
Недавно при ее поддержке вышла в свет книга «Грузия против Сталина» Лаши Бугадзе. Книга охватывает период с 1900-го по 1922 год и посвящена участию Иосифа Сталина в аннексии Грузинской Демократической Республики. Автор рассказывает о Сталине как о противнике демократической Грузии, человеке, «укравшем» у грузинского народа ХХ век.
Бугадзе считает, что грузинское общество до сих пор находится в плену мифов о Сталине. В качестве примера писатель приводит последний случай, когда Сталин был изображен на одной из икон собора Самеба в Тбилиси, и часть публики не увидела в этом проблемы:
Читайте также
«Верить в Сталина – это оксюморон. Как может быть верующим человек, убивший 35 миллионов?! Все это происходит из-за незнания… Люди не знают прошлого. В результате российские советские мифы легко вызывают доверие», — говорит Бугадзе.
Он уверен, что попытки возродить культ Сталина также являются частью гибридной войны, развязанной Россией.
Исследователи, изучающие советское прошлое в Грузии, сходятся во мнении, что Грузия является целью российской гибридной войны. Россия пытается распространить мифы об общем прошлом и таким образом сохранить свое влияние в стране.
И хотя это очевидная угроза, ничего не делается для ее нейтрализации, говорят эксперты. Вместо того, чтобы способствовать исследованию советского прошлого внутри страны и раскрывать больше научной информации о тоталитаризме, правящая партия «Грузинская мечта», наоборот, создает препятствия для исследователей.
«Это тенденция не последних месяцев или лет, а десятилетий… Вместо улучшения, система стала более закрытой после 2012 года (год прихода к власти партии «Грузинской мечта» — JAMnews). И до этого были препятствия, нестыковки в законодательстве, но сейчас проблема усугубляется и носит плановый характер», — говорит историк Иракли Хвадагиани.
Статья полностью