Азербайджан в этом отношении добился значительных успехов
«Тер-Петросян должен был понять, что карабахская авантюра приносит вред Армении». Вот как прокомментировал мою статью один из пользователей соцсети. Поскольку комментарий был на русском языке, возможно, я могу предположить, что автор — азербайджанец. Но с такой же вероятностью он армянин и николовец.
Я с уважением отношусь к любому мнению, и если комментарий не содержит ненормативной лексики, он может найти место на моих страницах. Хочу обратить ваше внимание на другое обстоятельство. Азербайджанский нарратив полностью приемлем для симпатизирующих Пашиняну армянских масс.
О чем это говорит? Мне кажется о том, что Азербайджан смог успешно построить свой национальный миф в 1994-2020 годах. Как всегда, оговорюсь, что никакого негативного смысла в слово «миф» я не вкладываю. По мнению российского философа Алексея Лосева, это один из необходимых способов организации реальности.
Читайте также
Между тем, мы, несмотря на гораздо более богатый исторический «backdround», за тот же период потерпели неудачу в деле возведения национального мифа. Те же николовцы объяснят это так — «потому что наши власти грабили». Но это слишком упрощенное объяснение. Власти Азербайджана грабят еще больше и продолжают делать это с большой скоростью. Я бы дал другую формулировку — «потому что в указанный период наша власть, политическая и интеллектуальная элита не смогли создать качественный национальный миф. Единственный миф, имевший успех у нас в те годы — это именно миф о «грабеже». Но это относится не к национальной, а к социальной сфере.
Приведу пример успешной «мификации» в Азербайджане. Около 12 лет назад под эгидой европейских институтов армянская и азербайджанская молодежь встретились с целью «стать ближе». Во время церемонии презентации наши подростки говорили о гуманизме, толерантности, общечеловеческих ценностях, мире, что соответствует повестке дня европейских спонсоров. 14-15-летние азербайджанские дети произносили пламенные речи о мечте «освободить» свою родину, а в конце обязательно добавляли лозунг — «я националист».
Украинский социальный психолог Всеволод Зеленин использует термин «мифодизайн» и показывает, как осуществляется работа политической элиты и интеллигенции в этом направлении, как это в целом работает.
Соответственно, распространение идеи большевистской «мировой революции» является результатом мощного «мифодизайна». Идея мирного сосуществования в 1970-е годы, и в частности, Хельсинкский акт 1975 года, ознаменовали конец этого мифа, который в конечном итоге привел к краху системы.
Зеленин приводит еще один пример. В начальный период российской агрессии против его страны кремлевский технолог Владислав Суков продвигал идею «Новороссии». Это означало, что с обеих сторон стоят представители той же русской нации, наследники Киевской Руси. Тот проект, по мнению психолога, был гораздо более жизнеспособным, чем то, что строится сейчас, что якобы Украина — это всего лишь часть России. Основная идея сегодняшнего «мифодизайна» Армении заключается в следующем: чтобы мы не переживали заново старые и новые национальные травмы, давайте вообще не будем иметь национальной идентичности, давайте откажемся и от головы и головной боли. Сомневаюсь, что это сработает.
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
20.02.2024