Стереотипов о журналистах довольно много. Часть из них обусловлены самой историей профессии, другие – практикой работы некоторых журналистов, третьи – вовсе строятся на искаженном восприятии профессии. Например, традиционное представление о журналистике как о женской профессии закреплено в массовой культуре. В кинематографе не раз был показан типичный стереотипный образ журналистки: красивая и наглая, неразборчивая в средствах и т.д.
Закреплены в профессии не только гендерные стереотипы. Политики, бизнесмены, актеры и другие известные люди на протяжение многих веков создавали стереотипы об этой профессии, чтобы очернить ее, вызвать недоверии общества к журналистам.
Какой первый эпитет приходит на ум, когда мы говорим о журналистах? «Продажный»? «Необразованный»? «Назойливый»? «Бойкий»?
Говорят, что журналистика вторая древнейшая, после проституции, профессия. Американский писатель Роберт Сильвестр, назвав роман о журналистах «Вторая древнейшая профессия», поставил клеймо на всех представителях этой профессии. То, что является художественным приемом, стало стереотипом. Не стоит удивляться, что в обществе стало бытовать мнение, что журналисты продажные, все делают по «заказу» и готовы продаться «любому». А родители будущих студентов лишний раз вспоминают Бога, когда их чадо намеревается поступить на журфак, в особенности, если желание изъявила дочь.
Говорят, чтобы заниматься журналистикой не нужно высшего специального образования, не нужен опыт работы, как и у «первых».
Читайте также
Говорят, что в журналистике важны «связи», чем больше «нужных» людей ты знаешь, тем больше шансов быть узнаваемым и много зарабатывать, как и у «первых».
Говорят, что журналистам все равно, откуда поступают деньги, и в принципе им все равно на кого работать, главное выгоднее продаться, как и у «первых».
Как и в случае любого стереотипа, основным источником является невежество или когнитивное искажение – эвристика доступности: если на притяжении вашей жизни вам встречались только глупые блондинки, то это доступный вам опыт, из которого вы, возможно, сделаете неверное обобщение – “все блондинки такие!”. То же самое в случае журналистов.
На самом деле журналистика выполняла и продолжает выполнять важные функции. Есть много примеров журналистских разоблачений, которые действительно имели серьезные социальные и политические последствия в разных странах. Иногда журналистам приходиться проникать в чужую среду, “работать под прикрытием”, чтобы сделать социально значимый материал.
Журналистка Нелли Блай в 1887 году попав в редакцию «New York World» знаменитого Джозефа Пулитцера, решилась на отчаянный шаг. Она проникла в один из нью-йоркских сумасшедших домов в качестве пациентки, чтобы откровенно написать серию статей о жестоких методах лечения. Психбольница находилась на острове Блэкуэлл и позиционировала себя как самое современное место для лечения душевнобольных. На самом же деле эта была настоящая тюрьма, выбраться из которой было почти невозможно. Нелли Блай отмечала, что пару месяцев пребывания в такой больнице способны сделать инвалидом любого человека. Когда журналистке удалось все же выйти из больницы, вышла первая разоблачительная статья из цикла «Десять дней в сумасшедшем доме».
Результатом расследования стало установлением строгого надзора над психбольницами. А журналистка прославилась на весь мир.
В свою очередь британская журналистка Олив Кристиан Малвери в начале 20-го прославилась текстами и фоторепортажами об уличной жизни Лондона. Молодая журналистка шла на самые невероятные поступки для разоблачения лондонских низов. Она не только одевалась как нищенка и продавала шнурки и спички, но и ночевала в самых разных уголках города. В своих материалах Олив раскрыла чудовищное преступление. Оказывается, что взять младенца напрокат за не слишком большую плату, не составляет труда, ведь попрошайничество на улицах с грудным ребенком на руках «работает» намного лучше, и прибыль больше в разы. И самое важное, что никто не заботиться о малыше: ему могут дать снотворное или пиво, чтобы все время спал.
Статьи журналистки стали основой для ее первой книги «Рынок душ», которая имела большой успех у читателей.
…Так что разговоры о «продажности» профессии журналиста, мягко говоря, неуместны.
Диана Ходерян
РАУ, магистратура, 1-й курс