«Грапарак». Созданная по инициативе Рубена Варданяна международная школа «Матена» в Арцахе длительное время организовывала обучающие курсы «Лидерство и мотивация», которые были предусмотрены для широкого круга сотрудников и специалистов общественной и частной сфер.
Международная школа «Матена» в Арцахе реализовала четыре программы, при том последние три – в условиях блокады. Несмотря на возникшие проблемы, организаторам удалось проводить занятия онлайн. Жительница Арцаха Шушан Айрапетян сейчас в Армении продолжает участвовать в обучающих курсах «Матены», которые завершатся 2 марта. Но, как говорит Шушан, впечатления от присутствия Рубена Варданяна, от прочитанных им лекций в Арцахе и воспоминания об этом – совершенно другое.
«Я следила за Рубеном Варданяном в социальных сетях ещё 10 лет назад. Ещё раньше заинтересовалась его деятельностью, его мысли были интересны. У нас есть такой стереотип, не так ли: если бизнесмен, то неграмотен? Варданян изменил этот стереотип. Я очень образовалась, когда он приехал в Арцах. Не всякий человек бы оставил семью и оказался в месте, которое является яблоком раздора. Не представляла, что он возьмёт в свои руки сферу государственного управления. Даже на работе мы обсуждали, что это нам даст. Но вскоре он завоевал доверие Арцахцев. Он часто бывал на людях, особенно часто бывал у Степанакертской церкви, и, как говорят, для арцахцев он стал «своим человеком», — рассказала нам Шушан Айрапетян, подчеркнув, что Варданян был первым, кто в Арцахе предпринял такой образовательный проект, который осуществлялся на уровне министров. «Сразу начался бум образовательных проектов, прежде всего, первые лица включились в программу, с участием министров проводились занятия. Рубен Варданян был тем человеком, который сразу понял, чего нам недостаёт, заметил, что в сфере управления мы отстаём, застряли в советской эпохе, не было интенсивной связи с миром, у нас был недостаток навыков.
Пригласил ряд специалистов. Я работала в конституционном органе – в Аудиторской палате. Обижалась: нас не приглашали на эти курсы, и, наконец, уже в условиях блокады очередь дошла до нас. У Рубена Варданяна уже не было должности, мы все были разочарованы, думали, что он сейчас оставит всё и уедет, останемся опять в этом состоянии. Но, когда он остался, это был ещё более значительный шаг, чем его переезд в Арцах. Этот эффект среди арцахцев был ещё больше. Он не сидал дома, увидел, что у нас недостаток образования, предпринял ряд программ. Например, посредством агентства «Мы – наши горы» были организованы дни традиционного армянского танца и песни, и двери были открыты для всех, желающие могли после работы приходить и участвовать. Организовывали туры к церквям. Он всегда нас поощрял, чтобы мы развивались, двигались с места. Как я сказала, мне повезло победить в конкурсе и принять участие в обучающих курсах, которые уже проводились для специалистов общественной и частной сфер. Было выбрано 50 участников, мы поняли, что это непросто, нужно быть достойны. Когда я впервые участвовала в уроке, с нами проводили занятия онлайн ведущие специалисты из Германии, Франции, других европейских стран. Единственное живое общение было с Рубеном Варданяном. Что интересно, в условиях блокады, хоть и общаясь с другими онлайн, мы не чувствовали себя в блокаде, а казалось, что связь со всем миром. Рубен Варданян этим давал нам понять, что никакое ограничение не является препятствием, если хочешь… кроме того, это нас отвлекало, мы забывали о материальном и о проблемах», — сказала наша собеседница, отметив, что после курсов в школе «Матена» её мировосприятие совершенно изменилось.
Читайте также
«Слушать его лекции – это было особое удовольствие. Он часто приводил цитаты, всегда отмечал автора и произведение. Он же мог сказать и пойти дальше, но этим он решал сразу 3 вопроса. Прежде всего, честность, что несправедливо не упоминать автора. Во-вторых, он говорил фактами. И, самое главное, он подталкивал нас к саморазвитию, давал понять, что мы должны постоянно читать. Когда он привёл слова Джордана Питерсона, проводя сравнение между вчерашним и сегодняшним, это заставило меня взять книгу автора в библиотеке и прочитать. Кстати, эту библиотеку тоже создал Рубен Варданян, где были книги по разной тематике. Он часто приводил цитаты из мультфильмов.
«Маугли», который я тысячу раз видела, никогда и не думала о том моменте, когда в борьбе за существование звери создают окружение. После того, как я послушала Варданяна, у меня сформировалась новая культура, смотря фильмы, я пытаюсь видеть между строк. Когда я его слушала, думала, что этот человек мог в данный момент читать лекции в какой-то структуре, имеющей международное признание, но приехал сюда и говорит перед нами». Шушан Айрапетян уверена, если бы Рубен Варданян до начала войны 2020 года приехал в Арцах, всё было бы иначе. Напомним, что он отправился в Арцах в сентябре 2022 года, предварительно отказавшись от гражданства России. «Он был очень миролюбив. Говорил, что война не решает вопросов, это краткосрочный эффект: сегодня они победили, завтра – мы, но это не решение вопроса, только знания и самообразование – вот правильный путь. Он поздно приехал в Арцах, ему нужно было время, чтобы повысить наше самосознание, наше мышление должно было измениться. Если бы он был включён в сферу управления до войны, мы бы не допустили столько ошибок. Знаете, я думаю, что нужда в нём была не только в Арцахе, но и сейчас также в Армении».
И хотя Шушан Айрапетян в данный момент безработная, она не отчаивается: «Иногда кажется, что знания больше никому не нужны, в противном случае, я бы нашла работу, но я не отчаиваюсь, придёт тот день, когда знания будут решающими. Я уверена, что и в бакинской тюрьме Варданян держится с честью, человек с такой силой духа и с таким интеллектуальным богатством не сдастся, он не таков. Он верил в силу, генетику армянина, говорил: «Мы – хорошая нация. Сколько великих мы дали миру! Имеющая такую генетику нация не может исчезнуть». Он подчёркивал, что наша конечная цель – объединение…».
Аревик Акопян