Среди антиутопий, известных в XX веке, две наиболее «пророческие», на мой взгляд, — это «1984» Оруэлла и «О дивный новый мир» Хаксли. Они наиболее точно описывают то, что произошло, в частности, с нами на постсоветском пространстве. Переход от контролирующего все тоталитаризма к бездумному, бессердечному, дешевому гедонизму, сопровождаемому, можно сказать, «диктатурой толпы». В этой ситуации было отвергнуто то, что было построено в предыдущие десятилетия, с намерением оставить за собой духовную пустыню. Собственно, план ликвидации университетов и научных учреждений — из этой «серии».
Не так чтобы предыдущие власти сходили с ума по культуре и образованию. Если бы сходили, на месте Дворца молодежи не стали бы строить рудник. Но они никогда не дошли бы до сегодняшнего уровня наглости. Наглость, самодовольное невежество, хулиганство на николовском «новоязе» теперь называется «дух», что, конечно, не имеет ничего общего с настоящим духом или душой.
Что дает «дух» нынешней власти? Они говорят «народ», и в этом вопросе отчасти правы. Я бы просто заменил слово «народ» нейтральным понятием «электорат». Да, духовный вандализм поощряется и приветствуется этой массой. Потому что невежда выбирает невежду, хулиган выбирает хулигана, тот, кто плюется на улице, выбирает того, кто плюет на улице. Нынешняя власть действительно является полноправным представителем своего электората. Протест таких как я, находящихся вне электората, не может иметь никакого влияния. Конечно, университеты и научные институты должны быть распущены. Не ликвидировать же молы правящих олигархов?
… У ректора Ереванской государственной консерватории Газароса Сарьяна был помощник, которому он поручал различные технические задачи. Но (рассказываю то, что видел своими глазами), когда бывало нужно отнести подписанную им бумагу в какой-нибудь отдел, он обычно это никому не поручал. Он лично шел и отдавал ее. Это было другое время. «Советоармянское».
Читайте также
Арам АБРАМЯН