Сегодня Politik.am побеседует с известным правозащитником, лауреатом авторитетной гуманитарной премии «Аврора» Мирзой Диннайи.
Уважаемый господин Диннайи, мы знаем, что соучредитель международной гуманитарной премии «Аврора» Рубен Варданян арестован в Баку. Как Вы квалифицируете похищение и арест Азербайджаном Рубена Варданяна?
— Спасибо за вопрос. Надо сказать, что арест Рубена Варданяна нанес большой вред восприятию прав человека. Рубен Варданян для мира — не только армянский деятель. Он был филантропом и гуманистом международного уровня и известен десятилетиями своей работы, которую он выполнял вместе со своей семьей, выполнял независимо от того, на кого были направлены эти благотворительные программы. Бенефициарами его благотворительных программ стали представители разных народов и религий. Мы надеялись, что азербайджанское государство не должно было так квалифицировать Рубена Варданяна, как случилось. Это стало большим ударом для всемирного гуманитарного сообщества. По этой причине данное действие вызвало недовольство у всех, кто занимается вопросами человечности и прав человека.
Вышло так, что основатель гуманитарной премии «Аврора», который, как Вы сказали, помогал миллионам людей в мире независимо от их национальной и религиозной принадлежности, сейчас находится в бакинской тюрьме и сейчас нуждается в помощи. Что можно сделать, чтобы помочь ему?
Читайте также
В действительности нужно сказать, что международные структуры по части Рубена Варданяна не провели столь уж удовлетворительную работу. Нужно также заметить, что ведущаяся государствами политика не обусловлена деятельностью действующих в этих странах правозащитников и сегодня мы во многих странах мира видим незаконные действия в отношении правозащитников, но я считаю, что по части Рубена Варданяна мы должны максимально активизировать свои усилия, чтобы руководство Азербайджана проявило гуманизм. В этом смысле гуманитарное сообщество «Авроры» тоже многое должно сделать, и сделаны определённые шаги: мы отправили письма, обратились с воззваниями, но считаем, что можем и должны сделать ещё больше, особенно в политическом плане.
Сообщество «Аврора» предпринимает шаги? Здесь, в Армении, нам кажется, что сообщество «Аврора» пассивно. Так это, или нет? Мы думаем, что по крайней мере сообщество «Аврора» может начать международное движение и показать миру, что находившийся целый год в тяжёлых условиях с народом Арцаха соучредитель гуманитарной премии незаконно удерживается в Баку.
Во-первых, конечно, нужно констатировать, что «Аврора» — гуманитарное сообщество. Мы – не политическая инициативa, и в этом смысле наши шаги больше в гражданском поле, а в политическом поле у нас инструментов не много. В этом смысле более влиятельными инструментами обладают политические структуры. Должен сказать, что с Рубеном Варданяном сообщество «Аврора», начиная с 2020 года провело огромную гуманитарную работу в помощь армянам Арцаха. И в этом смысле наша «Аврора», думаю, была тем, кто провёл самую большую гуманитарную работу. Скажу также, что в этой работе задействованы представители многих народов, ведь «Аврора» — интернациональная структура, и там действуют не только армяне. Как я уже говорил, бенефициарами «Авроры» являются миллионы людей из разных стран мира. С точки зрения влияния на политические процессы, я думаю, что больше всего работы должны сделать такие международные структуры, как Европейский Союз, Совет Европы, а также ООН, которые выступают знаменосцами прав человека. Эти структуры могут оказать существенное влияние на процесс. Следует вести серьезную работу в Европейском суде по правам человека. «Аврора», как я уже сказал, — гуманитарная структура и наши руки не столь длинны в смысле влияния на политические структуры, на государства.
Мой вопрос, конечно, был не о том, что правозащитники обладают большим влиянием на решения международных структур, где членами являются государства. Я говорил о том, чтобы правозащитники влияли на правительства своих государств. Вы, например, живёте в Ираке и являетесь уважаемым правозащитником, Вы действуете также в Германии. Вы же можете обратиться к своему правительству и проинформировать его о проблеме, чтобы и правительства использовали свои инструменты, не так ли?
— Да, я уже сказал, что есть нужда в том, чтобы делать ещё больше. Могу также сказать, что мы как члены этой гуманитарной семьи, когда участвуем в какой-либо международной дискуссии, которая касается прав человека, обязательно говорим во всеуслышание о том, что происходит с Рубеном Варданяном. Так же мы поступаем во время внутренних дискуссий в наших странах, однако этого недостаточно, поскольку Рубен Варданян находится в тяжелейшем состоянии и нужно задействовать также другие инструменты влияния.
Господин Диннайи, если мы прочитаем обвинения, которые Азербайджан приписывает Рубену Варданяну, станем свидетелями театра абсурда, поскольку человека, который является соучредителем гуманитарной премии, человека, который помогал пострадавшим от терроризма народам, обвиняют в «финансировании терроризма» и «создании террористических групп». Это будет особенно абсурдным для Вас, поскольку Вы защищали права пострадавших от террористов езидов и Варданян был один из тех, кото помогал Вам в этом смысле.
— Я, как и вы, в шоке, когда слышу, какие «преступления» приписывают Рубену Варданяну. Я и сам в 2020 году посещал Арцах и был свидетелем большой работы, которая была направлена на помощь пострадавшему от войны народу. Рубен Варданян был там для того, чтобы помочь своему народу в нужде, в их борьбе за существование. Рубен Варданян не был там для вражды против азербайджанцев, он был там, поскольку его народ нуждался в помощи. Это беспочвенное обвинение, которое выдвинуто против Рубена Варданяна, позорно! Занимающиеся правами человека международные организации должны отреагировать на это и говорить громче о том, что происходит с Рубеном Варданяном. Да, о нём говорят, о необходимости его освобождения говорят, но этого недостаточно.
Господин Диннайи, не может ли происшедшее с Рубеном Варданяном стать прецедентом, который будет способствовать тому, чтобы филантропы, гуманисты, действующие в разных зонах конфликтов в мире, оказались мишенью для преследования? Ведь такая ситуация может повториться и в случае с другими филантропами, не так ли?
— Да, это может стать очень негативным прецедентом, и в фокусе преследования могут оказаться и другие гуманисты. И если те, кто занимаются правами человека, будут молчать по части незаконного ареста такого человека, как Рубен Варданян, то получится, что в сфере защиты прав человека также действуют двойные стандарты. Я считаю Рубена Варданяна международным символом гуманизма и от Китая до США все те, кто занимаются правами человека, должны говорить о Рубене Варданяне. Давайте не забывать также, что в связи с тем, что произошло в Арцахе, нарушены права 100 тысяч армян. Они остались бездомными, стали беженцами. Молчание по этой части – преступление, а молчащий становится соучастником преступления.
Господин Диннайи, Вы говорили с Рубеном Варданяном, когда он вместе о своими соотечественниками находился в Арцахе в блокаде?
— К сожалению, когда Арцах оказался в блокаде, не было возможности сохранять личную связь с Рубеном Варданяном, но я постоянно нахожусь на связи с ереванским офисом «Авроры». В последний раз я встречался с его женой год назад и узнал, что ситуация в Арцахе катастрофическая. Я уверен, что Рубен Варданян и сам осознаёт, какой опасности подвергает себя, но он решил не оставлять свой народ, нуждающийся в помощи. Он принёс себя в жертву борьбе, в праведности которой был уверен. До ареста он знал, что день ото дня его ситуация будет ухудшаться, но решил остаться со своим народом.
Спасибо, господин Диннайи, за ответы на наши вопросы.
Напомню, моим собеседником был правозащитник, лауреат премии «Аврора» Мирза Диннайи.
Беседу вел Борис Мурази